КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: КТО ОН?
Ни для кого не секрет, что работа классного руководителя одновременно интересна и очень сложна. Она включает в себя не только организацию учебного процесса и различных мероприятий, но и активное взаимодействие с детьми и родителями. Основными принципами работы с классом делятся педагоги школы №37.
Ирина Алексеевна Федосеева, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями
– Я привыкла считать, что классный руководитель – это не просто друг, это что-то большее: наставник, куратор и товарищ. Ведь с классом нас объединяет общая деятельность и цель, к которой мы движемся все вместе. Самое важное, но при этом самое сложное в нашей работе – понять каждого ребёнка, увидеть в нём что-то светлое. Мы реализуем очень много проектов и интенсивно работаем с учениками. Наша главная цель – чтобы каждый воспитанник стал настоящим человеком. Мы говорим о добровольческих и волонтёрских отрядах, а также об экологии нашей планеты. Прививаем ребятам позитивные ценности.
Для того чтобы в классе царила доброжелательная атмосфера, нужно это «доброжелательное» воспитывать в первую очередь в себе и работать над этим каждый день. Приятно начинать общение с вопросов: «Как дела?» или «Что у вас нового?». В нашей суетливой жизни важно не забывать про хорошее отношение, ведь всё начинается именно с этого. Ребята видят, как с ними разговаривают и какими словами, в какой-то момент включаются в эту «игру» и начинают общаться также.
Когда разговариваешь с ребятами в неформальной обстановке, то узнаёшь о них достаточно много: с кем они общаются, какие у них интересы… Это очень помогает в дальнейшей работе. Я думаю, что это главная задача каждого классного руководителя. Когда есть фундамент – уважение, поддержка и работа в команде, тоты уже знаешь, что всё задуманное обязательно получится осуществить.
Юлия Тарасовна Попкова, заместитель директора по воспитательной работе
– Мне кажется, что образ классного руководителя подобен образу мамы, потому что для ребёнка эти два человека особенно важны. В школе мы выполняем те же функции: встретить ребёнка, накормить в столовой, проследить за его учёбой, тут же поддержать, пожалеть, пожурить.... Мы воспитываем учеников своим словом, делом, поступком, внешним видом и отношением к жизни.
Отсюда и главная задача классного руководителя – стать для детей социально-значимым взрослым, чтобы слово учителя было важно для ребят, чтобы учитель был для своих учеников тем человеком, к которому они всегда могут прийти за помощью. Школа – это пространство, где некоторым детям бывает неуютно. Мы стремимся к тому, чтобы каждый классный руководитель был тем, к кому дети обратятся и в самой приятной ситуации, и в случае форс-мажора – чтобы каждый ребёнок знал, что рядом с ним есть человек, который его примет.
Из опыта своих коллег скажу: с детьми надо обязательно разговаривать – на перемене, после уроков… Важно обсуждать разные темы. В неформальной обстановке учитель может узнать о состоянии ребёнка, о его здоровье и о том, что происходит в семье. Необходимо быть максимально внимательным к тому, что говорят дети, тогда и они будут внимательны к нашим словам. Кроме того, в неформальном общении раскрывается как личность ученика, так и личность учителя. Посредством экскурсий и внеурочных мероприятий дети учатся видеть педагога как простого человека, у которого есть свои интересы и хобби.
Если классный руководитель может наладить взаимодействие «учитель-родитель-ученик» и вовремя заметить, когда надо помочь ребёнку и проследить за его учёбой, если это заботливый и профессиональный во всех смыслах педагог, то и результат в таком случае обязательно будет положительным.
Татьяна Сукрушева