Сдать русский на 100

20 июня, 06:43

Инструкция по применению

 

В этом году задания и критерии их оценки в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку снова изменились: теперь в сочинениях нельзя ссылаться на аниме и комиксы, а за грамотность можно получить больше баллов. Как правильно распределить время на экзамене?  Как подобратьподходящие аргументы из литературы? И почему выпускники теряют баллы из-за невнимательности? Разбираемся вместе с экспертом – учителем русского языка и литературы Еленой Викторовной Треногиной.

 

– Какие основные изменения произошли в формате ОГЭ/ЕГЭ в этом году? На что выпускникам нужно обратить особое внимание?

 

– Основной государственный экзамен по русскому языку 9-классники официально сдают с 2014 года, и практически каждый год происходят какие-то изменения.Коснулись они ОГЭ и в 2025 году.

 

Основные изменения задели 13-е задание – сочинение.Больше нет разделения на примеры-иллюстрации и примеры-аргументы. Теперь требуется привести просто два любых примера.

 

Также сняты ограничения на способы обращения к прочитанному тексту. Теперь можно использоватьне только цитаты или отсылки к номерам предложений, но и сжатый выборочный пересказ.

 

Если говорить о формулировках задания, то они тоже изменились. 13-1: цитата на лингвистическую тему заменена вопросом.13-3 тоже теперь сформулировано в виде вопроса. В задании 13-3 также можно опираться на примеры из прочитанного текста или из литературы, но нельзя на комиксы, аниме, манго, фанфики и видеоигры.

 

Если говорить о критериях, общее количество баллов за ОГЭ по русскому языку увеличилось с 33 до 37. Это в первую очередь произошло засчёт критериев грамотности.Теперь за критерии ГК-1, ГК-4 – это орфография, пунктуация, грамматика, речь – можно получить уже 3 балла максимум, а не 2, как это было ранее.То есть грамотность стала оцениваться намного жёстче.

 

Также уточнен критерий К-4 – композиционная стройность. Сейчас сочинение должно обязательно состоять из трёх частей: тезис, аргументы, вывод.

 

Ну и также немного изменилась формулировка критерия К-3 – это логичность речи. За две и более логические ошибки по этому критерию выставляется 0 баллов, за одну – один балл, а отсутствие логических ошибок принесёт вам 2 балла.

 

С 2009 года 11-классники сдаютединый государственный экзамен по русскому языку. В этом году также произошли небольшие изменения.

 

Несколько изменений коснулись задания 27 – сочинение-рассуждение.Самое главное – изменилась формулировка задания. Теперь явно указана проблема исходного текста, которую нужно прокомментировать. Поэтому из критериев оценки сочинения убрали тот, что был связан с самостоятельным поиском проблемы.

 

Сочинение больше не оценивается по критерию богатства речи. Теперь за критерии К-9 (соблюдение грамматических норм) и К-10(соблюдение речевых норм) можно получить по 3 балла. В прошлом году эти задания оценивались двумя баллами максимум.

 

Строже проверяется объём сочинений. Если раньше к проверке допускались работы объёмом от 70 слов, то теперь сочинения объёмом менее 100 слов проверяться не будут. И по всем критериям оценки 27 задания их авторы получат 0 баллов.

 

Экзаменуемым также запрещено в сочинении приводить аргументы с опорой на аниме, мангу, комиксы, фанфики и видеоигры.

 

Также изменились номера некоторых критериев оценки. Т.е. фактическая точность речи теперь стала К-4, соблюдение этических норм переехало с позиции К-11 на К-6.

 

Из-за обновления в системе оценивания максимальный первичный балл за сочинение увеличился с 21 до 22. Общий же максимальный первичный балл за экзамен не изменился, он также составляет 50 баллов.

 

– На что выпускникам стоит обратить особое внимание при подготовке к выпускному экзамену?

 

– На мой взгляд, при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку выпускникам стоит обязательно обратить внимание на повторение изученного материала. Не стоит начинать учить новое. Лучше повторить то, что уже известно.

 

В 9-м классе обязательно нужно практиковать написание изложений и сочинений. В 11-м классе – написание сочинений.То есть важно уделять этому время не только накануне экзамена, а на протяжении всей подготовки.

 

Ещё один совет:читать и изучать лучшие варианты сочинений выпускников прошлых лет. Важно практиковаться в написании и проводить работу над ошибками.

 

Ещё один важный момент – тренироваться в заполнении бланков.Распечатайте себе планки из интернета и пробуйте заносить туда баллы.

 

Также хорошо бы составить чёткий план подготовки. Материал можно разбитьна блоки и  заниматьсяэффективной подготовкой самостоятельно, используя этот план.

 

– Как эффективно распределить время на экзамене?

 

– Во-первых, нужно очень хорошо изучить формат самого экзамена: количество заданий, критерии оценивания; знать, что естьзадания разного уровня сложности и, соответственно, разное время на их выполнение.

 

Можно составить план распределения времени: разделить общее время экзамена на отдельные блоки, которые соответствуют разному типу заданий, важно учитывать сложность и вес в общей оценке.

 

Можете начинать с тех заданий, которые даются легче всего. Такой подход поможет разогреться, почувствовать уверенность в себе и заработать первые баллы. А более сложные задания оставьте на потом, когда уже будет установлен рабочий ритм.

 

Обязательно нужно следить за временем: регулярно проверяйте, сколько времени осталось, корректируйте свои действия в зависимости от этого.

 

В любом случае оставьте время на проверку ответов. Это позволит исправить возможные ошибки.

 

Планируйте перерывы. С учетом длительности экзамена нужно распределить время на несколько частей и делать небольшие перерывы, которые позволят сфокусироваться и восстановить энергию.

 

– Какие типичные ошибки допускают ученики на экзамене? Как их избежать?

 

– Если говорить о тестовой части и в ОГЭ, и в ЕГЭ, то чаще всегоошибки связаны с проблемами в правилах по орфографии и пунктуации. Их первопричина – элементарное незнание правил, которые нужно помнить и применять. Следующая причина – невнимательное прочтение слова. Порой – неумение разделить слово на части.

 

Также в тестовой части ошибки встречаются и в заданиях, связанных с постановкой знаков препинания. Причина здесь, с одной стороны – опять незнание и неумение применять правила, а с другой – невнимательное прочтение, интонирование. Очень важно читать предложения и слова пусть и про себя, но очень вдумчиво и внимательно.

 

Если говорить о сочинении, то здесь самые типичные ошибки связаны с соблюдением речевых и грамматических норм. Важно выстраивать текст так, чтобы он был понятен любому читающему.

 

Чтобы избежать подобных ошибок, нужно, во-первых, много тренироваться: самостоятельно писать сочинения, редактировать их, отдавать на проверку педагогам, анализировать допущенные ошибки. Во-вторых, читать хорошие сочинения, которые есть в Интернете, учиться выстраивать текст подобным образом, не заучивать их, а обращать внимание на их композицию, лексические и грамматические средства, которые там используются.

 

– Как правильно подбирать аргументы из литературы?

 

– Надо чётко сформулировать, что вы будете доказывать или раскрывать в своей работе. Тезис – это отправная точка для поиска подходящих аргументов.Выбирать произведения нужно только те, которые непосредственно связаны с темой сочинений, потому что аргумент должен быть очень убедительным. Используйте как классическую, так и современную литературу. Классика демонстрирует эрудицию, а современная литература – понимание актуальных проблем.

 

Не стоит использовать тексты только потому, что они популярны или часто упоминаются в сочинениях. Иногда в задании чётко указан период, на который нужно обратить внимание. Соответственно, произведение нужно выбирать тоже относящееся к этому периоду.

 

Старайтесь анализировать поступки и мотивы героев тех произведений, которые вы берёте в качестве аргументов. Универсальными можно назвать те произведения, в которых автор охватывает множество разных проблем. Мы все знаем великое произведение Льва Николаевича Толстого – роман-эпопею«Война и мир». Можно обратиться к творчеству Александра Сергеевича Пушкина с замечательной повестью «Капитанская дочка». Это мы говорим о классической литературе.

 

Не забываем и литературу XX века. Здесь стоит, я думаю, выделить рассказы Антона Павловича Чехова, обратить внимание на рассказы Ивана Бунина. Если говорить о теме войны в литературе,то, конечно же, нужно вспомнить не только «Войну и мир», но и произведения, в которых раскрываются трагедии Гражданской и Первой мировой войны. Например, небольшие рассказы Михаила Шолохова. Обращаясь к мировой литературе, обратите внимание на романы немецкого писателя Эриха Марии Ремарка.

 

Если говорить об актуальных проблемах современности, то, конечно, мы не можем обойти стороной или исключитьпроизведения Распутина, Астафьева, Беляева, Абрамова.

 

В любом случае мы берём в качестве аргументов только прочитанные и хорошо известные нам произведения.

 

– Какие ресурсы Вы рекомендуете для самостоятельной подготовки?

 

– Я бы выделила несколько сайтов. Конечно, «Решу ОГЭ/ЕГЭ». Также мне очень нравится «Могу писать», там вам помогут подготовиться к сочинению по русскому языку и литературе, кстати, тоже. Также выделю сайт «Ростьюторс», позволяющий как прорешать тестовую часть, так и поработать с сочинением. Эти сайты позволяют не только изучить теоретический материал, но и попрактиковаться в выполнении заданий разного уровня сложности.

 

Диана Балтикова


Читайте также
Вера Селянинова: «Экономику страны делают рабочие кадры»
13 августа, 05:33
Вера Александровна Селянинова – педагог, директор образовательных учреждений с многолетним стажем, основатель и руководитель центра повышения квалификации «Становление». Её карьера началась в сельской школе, продолжилась в профессиональных училищах, а сегодня команда под её руководством обучает специалистов по всей России и за её пределами. В интервью мы обсудили тонкости профессионального самоопределения, современные подходы к обучению и мифы о рабочих профессиях.
Подробнее
Раиса Кассина: «Создаём условия, чтобы каждый школьник знал, кем он хочет стать»
13 августа, 05:16
Редакция краевой школьной газеты «Перемена-Пермь» совместно с юнкорами МАОУ «СОШ № 55» г. Перми поговорили с Министром образования и науки Пермского края Раисой Алексеевной Кассиной о том, как правильно выстроенная профориентационная работа помогает современным подросткам выбрать будущую профессию.
Подробнее
Маркировка рекламы – важная составляющая грамотной журналистской работы
16 июня, 08:39
С 1 сентября 2023 года в России действует новый порядок маркировки рекламы в Интернете. Согласно закону, все рекламные материалы, размещаемые в сети, должны быть зарегистрированы через операторов рекламных данных, а креативы (визуальное или текстовое оформление рекламы, направленное на повышение эффективности коммуникации с целевой аудиторией) – снабжены специальным идентификатором. По этому поводу 9 июня в Пермской торгово-промышленной палате была организована практическая бизнес-игра «Маркировка рекламы». Мероприятие вызвало большой интерес у представителей малого и среднего бизнеса, маркетологов, блогеров, специалистов рекламных агентств и СМИ. Редакция «Перемены Пермь» тоже приняла участие в бизнес-игре.
Подробнее