Вера Селянинова: «Экономику страны делают рабочие кадры»

13 августа, 05:33

Вера Александровна Селянинова – педагог, директор образовательных учреждений с многолетним стажем, основатель и руководитель центра повышения квалификации «Становление». Её карьера началась в сельской школе, продолжилась в профессиональных училищах, а сегодня команда под её руководством обучает специалистов по всей России и за её пределами. В интервью мы обсудили тонкости профессионального самоопределения, современные подходы к обучению и мифы о рабочих профессиях.

 

— Как Вы пришли в профессию?

 

— Я определилась с выбором ещё в 5 лет: решила, что стану директором школы. Возможно, на это повлияло то, что среди подруг моей мамы были директора. Мне всегда нравилось быть в школе, играть в учителя. После 10-го класса поступила в Пермский педагогический университет. Мысль о директорстве меня не покидала, и уже в институте я реализовывала проекты, в которых представляла свою будущую школу. Окончив вуз по специальности «учитель русского языка и литературы», я вернулась в родную Бондюжскую школу. В 27 лет стала её директором. Позже удалось осуществить главную мечту – построить новую школу в селе, где особое внимание уделила системе ученического самоуправления. Мы проводили слёты старшеклассников со всего района – это были яркие годы.

 

В новой сельской школе тогда учились 378 детей. Сегодня, по моим данным, там осталось около сорока учеников.

 

— Как Вы перешли из школы в систему профобразования?

 

— Мне предложили возглавить Чердынское профессиональное училище № 49, которое на тот момент находилось в упадке: были проблемы с лицензированием, трубы лежали отдельно от батарей, не было угля, а зима уже на носу. Считалось, что в училища идут только двоечники, но в Чердыни я встретила плеяду мастеров производственного обучения, способных из обычных ребят воспитать профессионалов. Например, один преподаватель набирал 30 учеников и выпускал 30 трактористов – без потерь. Это было удивительное преображение.

 

Путь был непростым: восемь зданий училища, лесоучасток, множество мастерских, филиал в посёлке Керчево. Работа там изменила моё представление о профобразовании. Сейчас я чётко понимаю: экономику страны создают рабочие кадры. Нельзя обесценивать руки, которые производят продукт. Позже я работала в Профессиональном училище № 50 в Перми, который готовил портных, закройщиков, трикотажников, механиков, парикмахеров, фотографов.

 

В 2012 году я открыла центр повышения квалификации «Становление», который готовит специалистов для промышленных предприятий России и стран СНГ. Здесь прошли обучение сотрудники 1 300 компаний: 13 000 человек из 76 регионов России, Казахстана, Узбекистана, Монголии, Армении и Беларуси. Помимо курсов повышения квалификации, мы реализуем масштабные программы дополнительного образования, направленные на раннюю профориентацию и развитие технических навыков у детей и подростков, а также уникальные семейные проекты.

 

— Каков подход к обучению в Вашем центре?

 

— Мы нацелены на практический результат, поэтому работаем модульно, с постепенным усложнением и акцентом на практике. Для каждой программы есть своё пособие и рабочая тетрадь, позволяющая отслеживать прогресс. Со взрослыми используем строгую систему мониторинга: входной контроль остаточных знаний, ежедневную оценку качества работы, итоговый продукт и аттестацию. Например, за две недели курсов обучающийся должен самостоятельно написать программу, запустить станок, изготовить деталь и проверить её качество.

 

Мы идём в ногу с цифровой трансформацией. Сегодня нужен полипрофессионал – человек, способный быстро переключаться между трудовыми функциями. За последние годы предприятия массово закупали станки, а когда ситуация изменится, рабочие должны будут перестроиться на выпуск иной продукции. Наши выпускники понимают принцип работы станка, умеют переналадить его и читать чертежи.

 

— Кто входит в команду «Становления»?

 

— У нас четыре площадки: в Перми (самая большая), Москве, Санкт-Петербурге и Ставрополе. Всего работает 40 человек: менеджеры, бухгалтеры, маркетологи и 16 инженеров по обучению – так я называю наших преподавателей. Каждый инженер обязан иметь диплом, опыт работы на предприятии и пройти курс у нас в роли ученика.

 

— Почему молодёжь сегодня чаще выбирает рабочие профессии?

 

— После школы ребёнку сложно определиться с будущей специальностью. На выбор влияют авторитет учителя, работа родителей и их отношение к труду. Раньше рабочие профессии теряли популярность: СМИ и общество внушали, что завод – это грязь, шум и холод. Но сегодня заводы меняются: современное оборудование, карьерные перспективы – это привлекает молодёжь.

 

— На каком этапе профессионального самоопределения Вы подключаетесь к работе с детьми?

 

— Процесс неизменен: самоопределение, вхождение в профессию, её принятие и творческая реализация. Мы сопровождаем на всех этапах. Миссия организации – возрождение промышленности России и формирование машиностроителя нового поколения. Раньше работали только с подростками, теперь делаем упор на семейные проекты.

 

Например, в проекте «Отец и сын» родители вместе с детьми осваивали программирование и работу на автоматизированных станках, укрепляли взаимопонимание, учились общаться без конфликтов. В проекте «Шаг в цифровое искусство» подростки изучали 3D-моделирование, ЧПУ, создавали арт-объекты на тему народного искусства. Из 100 участников 87 после проекта выбрали технические специальности или программирование.

 

— Что важно знать родителям из небольших населённых пунктов?

 

— Выбирая профессию, ориентируйтесь не на внешний образ, а на реальный интерес вашего ребёнка. Стереотип сельских родителей – отправить ребёнка в город и не дать ему применить себя в селе. Но бизнес можно развивать в любом месте, главное – разрешить себе это сделать и научиться его вести.

 

— Как Вы успеваете адаптировать программы к изменениям на рынке труда?

 

— Перед разработкой программы я мониторю рынок, общаюсь с работодателями о необходимых компетенциях. Мы работаем как скорая помощь: видим дефицит кадров или навыков и быстро решаем проблему. Темп смены технологий высок, поэтому и перестройка должна быть быстрой. Если тема востребована, я найду преподавателя с нужными знаниями. Это преимущество частного образования – гибкость, скорость, свобода в подборе кадров. Но поддержки от государства частное образование не получает. Я много лет говорю о необходимости объединять ресурсы разных уровней образования: материальные, технические, кадровые. Это возможно, но нас пока не слышат.

 

— Главный урок, которому Вас научила жизнь?

 

— Надеяться нужно на себя. Не отступать перед проблемами и всегда принимать вызов.

 

Интервью: Наталья Ханова

Текст: Софья Авдонина

Фото взято из открытых источников