КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: СЕКРЕТЫ ПРОФЕССИИ
Ксения Андреевна Полякова – учитель английского языка в школе № 127 г. Пермь, а также классный руководитель 10 «А» класса. В прошлом 2023 году Ксения Андреевна – «классная мама» 9 «А» класса, ставшего её первым полным выпуском, с которым бок о бок они прошли всю среднюю школу. Изучая на занятиях тему интервью, я поняла, что хочу сделать героем своего текста именно Ксению Андреевну. Целью беседы было задать классному руководителю вопросы, которые помогли, с одной стороны, – узнать её лучше, а с другой – выслушать её мнение о вопросах, связанных с классным руководством.
- Почему Вы выбрали профессию учителя?
- - На самом деле эта профессия, наверное, выбрала меня сама. Это случилось по воле случая. Я всегда любила математику и считала, что никогда не буду учителем. Но анализируя, я осознала, что у меня в семье – династия педагогов. Бабушка преподавала всю жизнь французский язык в школе, где я училась, дедушка работал преподавателем физики в ПГГПУ, а тётя и дядя были физиками. И хотя раньше я не задумывалась, что тоже могу относиться к профессии педагога, это, видимо, оказалось наследственное.
- - Вы помните свой первый урок в школе?
- - Да, помню. Как молодым специалистам, нам давали одни «В» и «Г» классы. Естественно, что мы приходили и немного терялись среди детей. Другие педагоги, заходя в класс, не понимали, кто перед ними, у них всегда возникал вопрос: «Где учитель?». Когда я пришла на урок, передо мной сидели ребята из 7 класса, а среди них затесались старшеклассники – 10-11 классы. Им, видимо, захотелось подшутить. Они честно отсидели весь урок, а в конце подошли и сказали, что на самом деле они не 7 класс. Ну, а я про себя сидела и думала: «Как такие большие мальчики оказались среди этих маленьких детей?».
- - Почему Вы решили стать классным руководителем? Как так вышло?
- - Молодым специалистам не сразу дают классное руководство. Свой первый класс я получила по инициативе администрации школы, именно она принимает решение о том, кто будет назначен классным руководителем. Мне дали 5 «Г» класс, где было 26 человек: 20 мальчиков и 6 девочек. Каждый мальчик обладал своим особым характером, который стремился демонстрировать. В то время у ребят были другие забавы, отличающиеся от нынешнего поколения. Но они (ребята из моего класса) были очень добрыми и отзывчивыми, до сих пор они пишут мне, хотя сколько лет уже прошло с выпуска.
- - Вы, как классный руководитель, ощущаете разницу между 9 «А» и 10 «А» классами, помимо того, что поменялся состав учеников?
- - Я считаю, что класс поменялся. Мы объединились: из четырёх классов стал один. Во-первых, класс стал больше. Во-вторых, ребята стали намного старше. У каждого уже своя сложившаяся история, свои интересы, свой круг общения. И здесь, наверное, очень сложно говорить о сплочении коллектива, потому что все уже взрослые люди, у всех есть свои идеи, представление, чего они хотят и к чему стремятся. Поэтому надо просто уважать мнение и интересы каждого учащегося. Безусловно, 10 класс – это очень сложный класс.
- - С какими трудностями Вы сталкиваетесь в работе?
- - Конечно, бывает, что возникают трудности и недопонимания. Хочется сделать многое! Но когда заходишь и, порой, не видишь ответного отклика, работать становится сложнее. Когда ты стараешься сделать что-то лучше, то хочется получить позитивную реакцию и поддержку от класса. И когда этого не происходит, то возникает демотивационный момент, и опускаются руки.
- - Как классному руководителю расположить к себе учеников и их родителей?
- - В жизни каждого человека хотя бы раз происходит смена классного руководителя. Привыкнуть к новому коллективу непросто как педагогу, так и ребятам. И поскольку это новый 10 класс, то у каждого в нём есть свои традиции, которые они привнесли из предыдущих лет обучения. Я бы посоветовала в первую очередь запастись терпением и разговаривать, общаться, узнавать друг друга.
- - Считаете ли Вы, что профессия учителя стала Вашим призванием?
- - Я думаю, что уже да. И хотя иногда посещают мысли о смене профессии, я пока не вижу себя в другой области.
- - Расскажите самый запоминающийся момент, связанный с Вашими классами.
- - В каждом классе создаются свои моменты. Например, во время моего первого классного руководства (когда было много мальчиков) у меня был такой знаковый момент, когда я настолько устала, что у меня всё шло не так. Последней каплей стало то, как я уронила кружку чая на тетрадки. Прямо перед этим я подумала: «Всё, пришёл мой класс, сейчас я расслаблюсь и выпью чай». И вот, эта кружка чая падает и заливает все тетрадки. Я помню, что просто заревела. А ребята прибежали (они тогда ещё дежурили в столовой) и сказали: «Ну, что вы расстраиваетесь?». Разложили мне все тетрадки, вымыли пол. «Вот вам новая кружка чая, больше не расстраивайтесь», – сказали они. Это было очень неожиданно и приятно, ведь от мальчиков не часто такое увидишь. К тому же они все были хулиганы, и я, например, всегда понимала, что театр – это далеко не наше занятие. Поэтому у нас были всякие стрельбища и активные мероприятия.
- - Как думаете, совместные поездки сближают класс больше, чем школьная рутина?
- - Абсолютно, я уверена в этом. Да, поездки куда больше сплачивают класс. Это помогает раскрыться с другой стороны как ребятам, так и самому классному руководителю. В школе мы решаем рабочие задачи: нам надо провести урок, собрать информацию «кто был, кто не был», «кто покушал», «куда мы пойдем». Ну, а когда мы куда-то выезжаем, то находимся в неформальных условиях. Есть возможность раскрыться, и это действительно так и происходит. Даже после нашей последней поездки с классом я посмотрела на многих по-другому. Одно дело – когда мы в школе, и совсем другое – когда мы на выезде, где чувствуем себя более свободно.
Екатерина Шишкина