Лето – время для экспедиций

27 сентября 2019 , 06:53

Летом, пока большинство школьников отдыхали, ученики школы №132 вместе с учителями побывали в экспедициях. Так, с 10 по 24 августа школьный поисковый отряд «Непобеждённый Гангут» принял участие в международной военно-исторической экспедиции «Волховский фронт. Апраксин». О том, как это было, «Перемена-Пермь» узнала у участников отряда.

 

Наталья Ильинична Кузнецова, учитель истории, руководитель Музея Боевой Славы: Экспедиция была организована Поисковым движением России, цель которого – сохранение и увековечение памяти бойцов Красной армии, погибших в годы Великой Отечественной войны. Наша поездка состоялась при поддержке Администрации губернатора Пермского края. Участники экспедиции ищут останки, поднимают их, по возможности устанавливают личность. Если удаётся найти солдатский медальон, о человеке сообщают родственникам и передают личные вещи бойца. По окончании экспедиции происходит торжественное захоронение.

 

П-П.: Как Вы попали в поисковый отряд?

Н.К.: В этом году я познакомилась с координаторами регионального отделения поискового движения в Пермском крае, и мне предложили поучаствовать в экспедиции. А поехать на раскопки по ВОВ мечтала ещё со времени обучения на историческом факультете. Предложила ребятам из школы поехать со мной: сразу нашлись желающие. Из Пермского края в экспедиции приняли участие 46 человек.

 

П-П.: Где проходила экспедиция?

Н.К.: В Ленинградской области. С 1941-1944 год там шли ожесточенные бои по прорыву блокады Ленинграда. В районе деревни Вороново, где мы вели раскопки, погибли более 50 тысяч человек.

 

П-П.: Какие эмоции Вы испытывали, находясь там?

Н.К.: Для нас это была первая подобная экспедиция. Для меня война открылась по-новому. Когда приезжаешь на место раскопок – видишь, что вся земля в воронках: пробита, покалечена. На каждом шагу пищит металлоискатель, потому что в земле лежит толстый слой осколков.

 

П-П.: Вас готовили к этой экспедиции?

Н.К.: Да, мы прошли неделю обучения «Школа поисковика». Нам рассказали, как правильно делать раскоп, как отличить советского солдата от немецкого, как определять возраст и пол по останкам бойца. Также нас готовили морально.

 

П-П: Удалось ли найти что-то ценное в ходе экспедиции?

Н.К.: Да, мы подняли трёх бойцов, и даже установили личность одного по медальону. Когда произошёл взрыв, этот человек был в траншее, и его засыпало землей. Мы раскопали землю вокруг и подняли два ведра гильз. Это означает, что солдат отстреливался до последнего.

 

Светлана Стрежнева, ученица 11 класса: Эта экспедиция произвела на меня неизгладимое впечатление! Когда находишь останки, ты словно видишь человека в последний миг его жизни. И ты сам становишься последним свидетелем тех событий. Первые находки нашла я. Мне попался крестик. Ребята копали, а девушки перебирали землю, чтобы не упустить мелкие детали. Когда видишь это впервые, морально тяжело. Но потом привыкаешь. Кроме раскопок, мы побывали на экскурсии по местам сражений. Каждый вечер была культурная программа: смотрели фильмы, читали стихи и пели песни военных лет.

 

Беседовала Диана Романова

 

Слушали пение птиц и нашли редкую лилию

Учащиеся школы №132 углублённо изучают предметы естественно-экологического профиля. В летние каникулы ребятам удалось отточить полученные на уроках биологии знания на практике. С 13 по 17 июля школьники приняли участие в экспедициях на особо охраняемые природные территории – болота Соликамского района.

 

Михаил Дулесов, ученик 8 класса: Мы проводили геоботанические исследования. Обнаружили много видов пальчатокоренников. Это редкие растения, занесённые в Приложение к Красной книге Пермского края. Также занимались орнитологией под руководством Галины Кронидовны Матвеевой: слушали пение птиц, собирали гнезда, окольцовывали птенцов…

 

Валентина Петровна Буравлева, учитель биологии, руководитель Научного общества учащихся: Незнакомые нам растения мы аккуратно гербаризировали, чтобы не нанести вред природе. Мы высушивали растения, а специалисты помогали нам определить их вид. В итоге мы заложили два геоботанических описания на разных участках Маргинского болота, а ещё нашли редкое растение – лилию саранку. Учёные были удивлены, что это растение выросло на северной территории, да ещё и на болоте.

 

Перемена-Пермь: Какую ценность имела эта экспедиция?

В.П.: Подобные экспедиции важны для отслеживания экологического состояния природных территорий. Комплексные исследования не проводились уже несколько десятилетий, а ребята из нашей школы ведут мониторинговые исследования с 2007 года. Работы наших школьников публиковались в профессиональном сборнике «Состояние окружающей среды в городе Перми». По оценкам наших научных консультантов (учёных вузов) исследования наших ребят можно сравнить с курсовой работой студентов 3 курса. А это значит, что уже сейчас, в школе, мы куём научные кадры нашей страны.

 

Беседовала Диана Ромашова


Читайте также
Двойное внимание каждому – обеспечено!
17 ноября, 14:16
При слове «школа» большинство из нас представит одинаковую картинку: классы с партами в три ряда и школьная доска, привычные предметы, уроки в две смены по сорок пять минут и шумные переменки. А между тем, существуют множество школ, устроенных иначе! Одна из них есть на карте нашего города – на Слудской горке. Это средняя школа № 32 имени Г.А. Сборщикова. Что в ней такого особенного и чем живёт школа сегодня, мы спросили у её директора – Александра Марковича Гликсона.
Подробнее
Школьники удивили своими проектами экспертов конкурса «Гении Прикамья»
7 ноября, 13:23
В Перми 7 ноября открылась профориентационная выставка «Образование и карьера». Она продлится 4 дня на выставочной площадке «Пермь Экспо». В мероприятии принимают участие более 100 школ, вузов, техникумов, ведущие промышленные предприятия Пермского края, организации, осуществляющих деятельность в сфере образования.
Подробнее
12
1 ноября, 10:36
Подробнее