ВСЁ О КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЯХ В ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ

18 февраля 2021 , 06:29

При упоминании словосочетания «квадратное уравнение» чаще всего в голове всплывают «дискриминант» и «теорема Виета». Тем не менее квадратные уравнения, которые встречаются в демоверсии и «Открытом банке заданий» ФИПИ, часто могут решаться подбором. Дело в том, что ответ всегда записывается целым числом или десятичной дробью. Рассмотрим, как метод подбора работает при решении уравнений из демоверсии.

Решим уравнение x2+x–12=0 (в задании требуется записать в ответ больший из корней). Когда корень уравнения является целым числом, он является делителем свободного элемента (в данном случае -12, учитывая, что коэффициент при x2 равен 1). Будем перебирать все целые делители –12 в порядке убывания: 12, 6, 4, 3, 2, 1, –1, –2, –3, -4, –6, –12. Достаточно быстро находим больший корень 3, обратим внимание на то, что второй корень равен –4.

Особое внимание обратим на уравнения вида ax2=bx, широко представленные в «Открытом банке заданий». Здесь корнями уравнения являются числа 0 и b:a. При положительных a и b меньшим корнем является 0.

Также этот банк включает уравнения вида x2+ax=b, причём требуется записать либо больший, либо меньший корень. В этом случае довольно быстро можно перебрать целочисленные делители b в порядке убывания или в порядке возрастания соответственно.

Например: x2+3x=10. Здесь требуется записать в ответе больший корень. Перебираем: 10(100+30>10), 5(25+15>10), 2(4+6=10). Отметим, что меньший корень равен –10:2=–5.

Очевидно, запись x2–18=7x можно легко привести к виду, разобранному выше: x2–7x=18. Также быстрым способом решения является сразу перебирать делители числа 18. В задании требуется найти больший корень, и второй по величине делитель приводит нас к ответу. Меньший корень можно найти из выражения –18:9=–2.

Разберём уравнения вида (x+a)2=(x–b)2. В данном случае достаточно поменять знак в выражении в скобках либо в левой, либо в правой части. Тогда корень можно будет найти из линейного уравнения 2x=b–a, решить которое можно за считанные секунды. Например, в задании из «Открытого банка» ФИПИ, где требуется найти корень уравнения (x+1)2=(2–x)2, просто переходим к уравнению x+1=2–x, поскольку в выражениях в скобках x имеет разные знаки. Таким образом, 2x=1, в ответ записываем десятичную дробь 0,5.

Юрий Рафаэлевич Айдаров,

директор школы № 146


Читайте также
СЕГОДНЯ – АМБИЦИОЗЕН, А ЗАВТРА – УСПЕШЕН
28 апреля, 19:55
Именно так звучит девиз муниципального конкурса среди молодых педагогов Перми «Амбициозен». И в этом году конкурс состоялся в юбилейный пятый раз.
Подробнее
«ПЕРЕМЕНА-ПЕРМЬ»: ИЗ БУМАГИ - В ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
6 марта, 14:27
Нужно ли наше СМИ? Если нужно, то кому? Кто и о чём будет в нём писать? Что востребовано сейчас в сфере школьного медиа и какую функцию должно выполнять школьное СМИ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы организовали заседание экспертного совета* по развитию школьного сетевого СМИ «Школьное СМИ: вчера, сегодня, завтра». Оно прошло 20 декабря 2023 года в «Точке кипения ПГНИУ».
Подробнее
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ?
25 февраля, 19:33
В современном мире дети не представляют свою жизнь без гаджетов и «всемирной паутины». Для них это неотъемлемая часть. Поэтому нужно говорить с детьми о безопасности в интернете, начиная с самого раннего возраста.
Подробнее