Маленькие почемучки хотят всё знать, или Мой первый шаг в науку
24 января на базе МАОУ «Гимназия №31» состоялся XII конкурс научно-исследовательских работ для школьников 1-5 классов образовательных организаций Пермского края «Мой первый шаг в науку». Мы поговорили с участниками, их родителями, жюри и директором гимназии, чтобы узнать, как это было.
Январь 2020 года. Гимназия 31 приветствует самых творческих, инициативных друзей науки на XII краевом конкурсе учебно-исследовательских работ и проектов учащихся 1-5 классов «Мой первый шаг в науку», организованного в рамках сетевого взаимодействия школ университетского округа НИУ ВШЭ и ПГГПУ.
Вот уже седьмой год этот конкурс проходит при поддержке НО БФ «Наследие Менделеева», г.Москва, ведь гимназия №31 в лице директора Светланы Анатольевны Салюковой — региональный представитель фонда. Конкурс «Мой первый шаг в науку» является отборочным этапом Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо», который рассматривает роль Человека в его взаимоотношениях с окружающим миром. Человека — исследователя и творца, преодолевающего препятствия ради открытия новых горизонтов, новых перспектив, непривычных точек зрения, которые помогают всем нам приблизиться к осознанию многообразия жизни во всех её формах и сферах, воспитать в себе толерантность и уважение к знаниям и представлениям другого человека.
123 юных исследователя из образовательных организаций Перми, Соликамска, Добрянки, Кунгурского и Нытвенского районов, прошедших заочный тур, распределились в секции по направлениям: «В мире русского языка и литературы», «Еда: за и против», «В мире живой и неживой природы», «История и краеведение», «В мире животных», «Технологии в жизни людей», «Удивительное рядом» и «Хочу всё знать». О том, как не заболеть, ребята рассказывали в секции «Будь здоров», о влиянии своих привычек и особенностей на обучение — в секции «Кто я такой?». Нашлось место и «Очумелым ручкам». Именно так и получилось, что в одном здании ребята удивляли особенностями жизни хамелеона, делились секретом, как сделать зефир из овощей, с помощью фантиков от конфет объясняли орфограммы русского языка. Были и те, кто демонстрировал самоочищающийся сепаратор снега, нашел электричество во фруктах, «выжил в лесу», запомнил таблицу умножения с опорой на свой тип памяти, решил «проблему тяжёлого портфеля».
Одной из отличительных особенностей конкурса, как отметила Светлана Анатольевна, является публикация тезисов работ участников очного тура. Каждый ребенок увозит с собой свой, быть может, первый печатный труд в сборнике материалов конкурса. А самые интересные работы рекомендуются жюри для участия в финале Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо», который состоится 20-22 марта в Москве.
– Мы заметили, что те ребята, которые осознанно участвуют в конкурсном движении, становятся по-хорошему любознательными, пытливыми в разных областях, – говорит директор. – Они становятся победителями и призёрами, представляя свои работы в Москве, на конференциях краевого, всероссийского уровня. Для многих наш конкурс — стартовая площадка в профессию. Проявив интерес к той или иной науке, проведя исследования или создав проект, ребята определяются с направлениями для профильного изучения предметов.
Интересно, что в последнее время, на конкурс стало предъявляться всё больше собственных творческих произведений. Ольга Шабалина, к.ф.н., доцент кафедры теории и технологии обучения и воспитания ПГГПУ, работает в жюри конкурса уже 12 лет.
– Здорово, что дети пишут сказки, пробуют сочинять стихи, – говорит Ольга Валерьевна, – Исследований, которые предполагают гипотезы и эксперименты на нашей секции («В мире русского языка и литературы») было представлено не много. Раньше дети больше рассказывали о результатах анализа словарей, тексты, образы, сегодня же пытаются привлечь других к чтению: через «лабтопы», «буктрейлеры», «посткроссинг». Новое время – новые технологии.
Участники конкурса «Мой первый шаг в науку», юные исследователи – будущее Пермского края. Судя по их горящим глазам и пытливому интересу к изучению и преобразованию окружающего мира, это будущее будет счастливым.
Екатерина Некрасова
Витослава Мартинкенайте,
Медиацентр гимназии «31 кадр»