«РЕБЁНОК – ЭТО ЦЕНТР, ОТ КОТОРОГО МЫ ИДЁМ»
На днях редакция газеты «Перемена-Пермь» побывала в центре развития ребёнка – пермском детском саду №161 и пообщались с психологом Еленой Николаевной Бородиновой. Она рассказала, как и кому предоставляется психологическая помощь в их детском саду, какая роль в этом процессе отведена воспитателям, и дала много практических советов родителям для взаимодействия с детьми.
– Елена Николаевна, расскажите, как Вы работаете?
– Я вас сейчас погружу в работу психологов дошкольного учреждения. Мы работаем с тремя участниками учебно-воспитательного процесса: воспитателями, детьми и родителями. Ребёнок – это центр, от которого мы идём и всегда ищем возможности помочь ему гармонично развиваться.
– Как проходит взаимодействие с родителями?
– Строятся индивидуальные консультации. Родители приходят, и мы вместе разбираем интересующие их вопросы: это и физиологическое развитие, и психическое, и некоторые воспитательные моменты. Есть и групповые встречи с родителями, но в период пандемии мы не встречаемся лично, а выходим в онлайн. До карантина это были консультации с элементами тренинга, где мы с родителями проигрывали различные ситуации. Происходит это по плану раз в месяц, но по запросу родителей мы обычно собираемся чаще. Есть также формат родительских собраний, запросы тоже идут от родителей, основные – это адаптация и готовность к школе.
– Как занимаетесь с детьми?
– Сначала идёт диагностика детей, обязательно с разрешения родителей, в индивидуальной и подгрупповой форме. После этого назначается личная встреча с родителями тех детей, которым показана помощь психолога по результатам диагностики. Мы всегда идём от потребностей и возможностей ребёнка.
– Какая работа предполагается с воспитателями?
– Мы проводим для них и консультации, и тренинги, и семинары. Воспитатель, в первую очередь, наблюдает и в случае чего, незамедлительно обращается к психологу по поводу ребёнка или родителя. После этого я иду сама посмотреть, пообщаться, провести консультацию. Потом я даю воспитателю рекомендации, например, как общаться с тревожными родителями. Наша задача – максимально сгладить и снизить их волнение. Спокоен родитель – спокоен и малыш. Это базовое доверие ребёнка, которое формируется от мамы и папы. Кроме того, родитель должен понять, что воспитатель не враг ни ему, ни ребёнку.
– Что делать, если ребенок не хочет заниматься в кружках?
– Для начала нужно понять, почему он этого не хочет. Может быть, конфликт во время занятия, например, тренер накричал. Тут надо разговаривать с самим тренером. А может, мама отправляет дочку на танцы, потому что сама хотела ими заниматься. Тогда маме нужно понять, что реализовывать это желание должна она сама, а не дочка. Ещё бывает такое, что ребёнок сильно загружен различными секциями, это же психологически очень тяжело. Оптимальное количество дополнительных занятий, на мой взгляд, – это 1-2. В любом случае, ребёнок может и в 3 года рационально объяснить, что ему не нравится. Если не скажет, так покажет.
– Как сказать ребенку «нет»?
– Я всегда говорю родителям: прежде чем сказать «нет», объясните причину запрета и себе, и ребенку. Например, нельзя брать ложку, потому что она горячая. У нас есть занятие для родителей, где мы разбираем зоны дозволенного и запрещенного, промежуточные зоны, когда это можно при определенных условиях. Дети любят правила. Они помогают жить. Это уважение своих и границ ребенка. Мы учим соблюдать правила и детей, и себя.
– Нужно ли время родителю для перезагрузки?
– Безусловно. Ошибка женщины, когда она становится матерью – она замыкает все на себе. Научитесь делить обязанности и воспитание с супругом. И для девочки, и для мальчика, папа – это неоценимо. Папа – это эталон семьи (ведь мама любит априори). Поэтому ребенок должен видеть, как папа дарит маме цветы и подарки, как он её обнимает, как помогает с детьми и с обязанностями по дому. Мужчины – замечательные воспитатели, надо только давать им эту возможность. Не забывайте о границах. Не бойтесь сказать ребенку: «Я устала. Можно я полежу один час/посижу/попью чай, а потом обязательно приду к тебе, и мы поговорим» или «Не перебивай. Мы сейчас поговорим с папой, а затем ты обязательно нам все расскажешь».
Василиса Чикунова