ПЕДАГОГ МОЖЕТ СПАСТИ ЖИЗНЬ
Для того чтобы разобраться в особенностях подхода к воспитанию детей в образовательных учреждениях, на секции для педагогов выступили специалисты в области здравоохранения и педагогики. В нашем материале вы можете ознакомиться с некоторыми тезисами, озвученными на конференции.
Валерия Евгеньевна Симпатова, учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 77 с углублённым изучением английского языка» (г. Пермь)
О роли классного руководителя
– Классный руководитель работает в рамках триады учитель-ученик-родитель. В его силах поощрять законопослушное поведение детей и повышать их мотивацию к здоровому образу жизни. Важно активно вовлекать в эти задачи родителей: проводить собрания в очном формате и приглашать их на школьные мероприятия.
Светлана Владимировна Ларионова, педагог, начальник отдела мониторинга МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя» (г. Екатеринбург)
О разнице поколений
– Школьники – представители поколения Z. Принимая во внимание клиповое мышление подростков, следует давать им маленькие групповые задания на 8 минут. При этом у детей должен быть выбор – давайте несколько вариантов заданий. Откажитесь от текстов, используйте картинки и ролики. В задания вкладывайте главную ценность зумеров – спасение мира. Например, собирайте макулатуру, чтобы спасти леса. Кроме того, обязательно поясняйте детям, какой повод для радости она получат сразу после выполнения задания. Ещё лучше – поменяться местами и постараться научиться чему-то у учеников.
Анна Яновна Басова, психиатр, доцент кафедры психиатрии и клинической психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова (г. Москва)
Портрет потенциального самоубийцы
– Чаще всего попытки самоубийства совершают подростки 15-17 лет, причём 82% из них – девочки. Завершённых попыток больше у мальчиков. Потенциальные самоубийцы – это дети с нарушением настроения, с депрессией из-за тягот переходного возраста или из-за психической болезни, например шизофрении. В группу риска попадают и те, кто находится в сложной семейной ситуации, у кого есть проблемы в учёбе или нет вдохновляющего хобби. Есть и соматические проявления: нарушение сна, головокружение, панические атаки, а также вербальные сигналы: «скоро всё закончится», «больше я вас не потревожу». Если вы что-то заметили, спросите ребёнка напрямую о его состоянии. Прямые вопросы не подталкивают к самоубийству, ведь они являются сигналом о готовности помочь. Учителю следует деликатно донести до родителей мысль о том, что в данном случае необходимо обратиться к специалисту.
Наталия Вячеславовна Устинова, врач-психиатр ГБУЗ «НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ» (г. Москва)
О жестоком обращении с ребёнком
– Пренебрежение нуждами ребёнка и рекомендациями врача, а также любые проявления насилия нарушают чувство безопасности, стабильности и привязанности, в том числе пагубно влияют на развитие головного мозга и на иммунную систему. Важно помнить: желание учителя, чтобы ребёнок учился только на 4 и 5, для кого-то может оказаться психологическом насилием – всё индивидуально. В школе следует обучать детей защите личных границ. Если вы – первый человек, с которым ребёнок поделился своей проблемой, нужно сохранять спокойствие и сказать, что вы ему верите, он ни в чём не виноват и правильно поступил, что рассказал вам о суицидальных мыслях.
Полный сборник тезисов – на сайте pups-rf.ru
Ирина Кучумова