ГЛАВНАЯ СТРАСТЬ АНТРЕПРЕНЕЁРА: что связывает Сергея Дягилева с Пермским театром оперы и балета
2020 год стал юбилейным для Пермского театра оперы и балета, которому тогда исполнилось 150 лет. А в 2022 году отмечают 150-летие Сергея Дягилева, чьё имя неразрывно связано с театром.
В юбилейный год редакция «АиФ-Прикамье» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив создала мультимедийный проект «Неизвестный Дягилев». На сайте dyagilev.perm.aif.ru можно найти оцифрованные экспонаты мемориального музея «Дом Дягилева» и виртуальный 3D-тур по экспозиции.
Среди оцифрованного наследия есть отдельный раздел, посвящённый театру и артистам: костюмы, эскизы декораций, афиши…
Всё начинается с оперы
Датой, от которой театр отсчитывает свою историю, считается 24 ноября (7 декабря по новому стилю) 1870 года. В этот день давали оперу «Жизнь за царя» Михаила Глинки.
Спектакль шёл в старом деревянном здании, которое незадолго до этого восстановили после пожара. А в 1874 году городская дума при поддержке пермяков решила строить каменное. Финансировать строительство вызвались многие жители Перми. Среди них были и дворяне, например дед Сергея Дягилева Павел Дмитриевич, который отдал на строительство 4300 рублей серебром.
В здание, построенное в стиле позднего русского классицизма по проекту Рудольфа Карвовского, театр переехал в 1879 годуи живёт там до сих пор, хотя в 1950-е годы прошла большая реконструкция.
Искусствовед и автор биографии Сергея Дягилева, которая вышла в серии ЖЗЛ в 2016 году, Олег Брезгин писал, что в позапрошлом столетии в городском театре правила поведения часто нарушались. Купцы громко разговаривали, комментируя происходящее на сцене. Кроме того, театр посещали семинаристы, которым это было запрещено. Сергей Дягилев, который тогда учился в гимназии, должен был смотреть спектакли с галёрки. Однако он посещал вечерние спектакли и сидел в первых рядах партера. Это ему разрешалось не только потому, что он был отпрыском дворянской семьи, но и потому, что его дед вложил крупную сумму в строительство театра. Однажды Сергей не смог попасть в театр на оперу из-за отъезда семьи в Бикбарду и очень расстроился. Он писал своей мачехе Елене Валерьяновне: «...мне было жаль, что я не услышу оперу, которая, наверное, будет несколько дней в Перми (ведь ты знаешь, как я ей дорожу; напиши мне о ней, милая, если пойдёшь)».
2 февраля 1926 года становится днём рождения Пермского балета. Дата связана с премьерой двухактного балета «Жизель» Адана в исполнении учащихся местной хореографической студии.
В годы войны пермская труппа уступает свою сцену эвакуированному коллективу Ленинградского академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова (Мариинского театра), а сама выступает на сценах малых городов Прикамья (Березники, Лысьва, Соликамск, Кизел). И только после войны пермские артисты вернулись на родную сцену.
Русские сезоны
Именно Сергей Дягилев придумал «Русские сезоны». Самые известные в мире театральные гастроли, которые прославили русский балет, шли с 1908 по 1921 год. Анна Павлова, Тамара Карсавина, Ида Рубинштейн, хореографы и танцовщики Вацлав Нижинский и Леонид Мясин, хореографы Михаил Фокин и Джордж Баланчин – эти имена сейчас знают во всём мире.
Дягилев также знакомил зрителей с талантливыми композиторами и художниками. Он обрёл славу первооткрывателя новых имён. Ни импресарио, ни участники «Русских сезонов» не боялись нового и с готовностью шли на эксперименты.
В 1917 году в постановке «Парад» в качестве театрального художника дебютировал Пабло Пикассо, который придумал костюмы и декорации. Костюмы для постановок «сезонов» создавала и сама Коко Шанель. Над художественной стороной спектаклей работали также Николай Рерих, Леон Бакст и Александр Бенуа.
Первым спектаклем, который привёз Дягилев в Европу, была опера «Борис Годунов». Главную партию исполнял Фёдор Шаляпин. Однако всемирную известность «Русским сезонам» принесли балеты.
В 1910 году Дягилев привёз балет «Жар-птица», музыку к которому написал молодой композитор Игорь Стравинский.
С 2003 года в современной Перми проходит Дягилевский фестиваль, который и сейчас открывает новые имена и не боится экспериментов.
Чтобы подробнее изучить театральные экспонаты оцифрованного музея «Дом Дягилева», вы можете отсканировать QR-код, ведущий на главный сайт проекта «Неизвестный Дягилев».
Источник фотографий: проект «Неизвестный Дягилев» – dyagilev.perm.aif.ru