КАК ВЛЮБИТЬ ШКОЛЬНИКОВ В СВОЙ ПРЕДМЕТ
Конечно, чёткого ответа на этот вопрос у меня нет. И, честно признаться, такому алгоритму я бы отдала многое. Однако кое-какие мысли на этот счёт у меня есть – ими и спешу поделиться с вами!
Полагаю, что в свой предмет учеников проще влюбить через проблемные уроки, то есть такие, в которых мы, учителя, специально моделируем проблемные ситуации для поисковой деятельности. Такие уроки дают нам простор для интеллектуального развития учащихся, иногда – для творчества.
И тут сразу же вспоминается любимый мною (и не только мною) фильм «Общество мёртвых поэтов» Питера Уира, где главный герой, учитель в элитной школе для мальчиков, внезапно встаёт на стол и предлагает это же сделать своим ученикам. И вот тут возникает вопрос: а учителю можно вставать на стол? Вопрос вдогонку: а для чего? Ответ прост: чтобы посмотреть не ситуацию с другой стороны. Это всё ещё ты, всё ещё та ситуация, но ты уже видишь всё не так однобоко, как бы под другим углом. Это действительно важный жизненный урок. И такой же приём (можно без стола) работает на проблемных уроках.
Какие же «проблемы» так работают? Можно попробовать провести урок дискуссии и дать учащимся аргументировать тезис, с которым они не согласны. Никак. Ни капельки. Ну и что? Вот это как раз возможность посмотреть на вещи по-другому. Да, ты не согласен с тезисом, но его нужно доказать, нужно подобрать сильные аргументы, поискать информацию. Работает здорово!
Ещё одна такая «проблема» – это решение кейсовых задач, у которых нет заведомо правильного, идеального решения. При работе с кейсами важен не сам результат, а метод его достижения. Пример кейса «Вырубка лесов» для урока экологии или тематического классного часа, который мы разработали совместно с экологическим отрядом:
Ситуация: В окрестностях города N планируется вырубка нескольких гектаров леса. По той части леса, где вырубят деревья, протекает небольшая река. Лес находится близко к промышленному району города. Древесину планируется продать, часть денег с продажи леса пойдет в бюджет города.
Вопросы:
- К каким последствиям может привести осуществление плана?
- Как экоактивисты города N могут помешать вырубке леса? Составьте план их действий.
Следующая «рабочая проблема» – это нестандартная школьная задача, которая вновь подтверждает приём, использованный в картине «Общество мёртвых поэтов» – взгляд по-другому. Предложите ребятам что-то необычное. Например, на уроке литературы в 10 классе при изучении романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» покажите следующее описание и попросите отгадать, чьё оно: «Привык контролировать свои эмоции. Чувство вины находится в зачаточном состоянии. Интеллектуальные способности очень высоки. Острый ум помогает ему добиваться впечатляющих успехов». Евгений Базаров? Так ответят многие. Но это не он. Это современный изобретатель и бизнесмен Илон Маск. И так можно выйти на актуальность классики, схожие психологические портреты, описания. Тургенев 170 лет назад написал такой роман, персонажи которого не просто как живые, они будто наши с вами современники.
Уверена, что каждый учитель сможет придумать свои особенные фишки, которые позволяют делать уроки интересными, проблемными и небанальными. А такая деятельность возможна тогда, когда учитель сам влюблён в свой предмет. Наверное, в этом и кроется весь секрет!
Валерия Симпатова
Учитель МАОУ «Гимназии № 5» г. Перми