КАК ВЛЮБИТЬ ШКОЛЬНИКОВ В СВОЙ ПРЕДМЕТ

1 июня 2022 , 21:18

Конечно, чёткого ответа на этот вопрос у меня нет. И, честно признаться, такому алгоритму я бы отдала многое. Однако кое-какие мысли на этот счёт у меня есть – ими и спешу поделиться с вами!

 

Полагаю, что в свой предмет учеников проще влюбить через проблемные уроки, то есть такие, в которых мы, учителя, специально моделируем проблемные ситуации для поисковой деятельности. Такие уроки дают нам простор для интеллектуального развития учащихся, иногда – для творчества.

 

И тут сразу же вспоминается любимый мною (и не только мною) фильм «Общество мёртвых поэтов» Питера Уира, где главный герой, учитель в элитной школе для мальчиков, внезапно встаёт на стол и предлагает это же сделать своим ученикам. И вот тут возникает вопрос: а учителю можно вставать на стол? Вопрос вдогонку: а для чего? Ответ прост: чтобы посмотреть не ситуацию с другой стороны. Это всё ещё ты, всё ещё та ситуация, но ты уже видишь всё не так однобоко, как бы под другим углом. Это действительно важный жизненный урок. И такой же приём (можно без стола) работает на проблемных уроках.

 

Какие же «проблемы» так работают? Можно попробовать провести урок дискуссии и дать учащимся аргументировать тезис, с которым они не согласны. Никак. Ни капельки. Ну и что? Вот это как раз возможность посмотреть на вещи по-другому. Да, ты не согласен с тезисом, но его нужно доказать, нужно подобрать сильные аргументы, поискать информацию. Работает здорово!

 

Ещё одна такая «проблема» – это решение кейсовых задач, у которых нет заведомо правильного, идеального решения. При работе с кейсами важен не сам результат, а метод его достижения. Пример кейса «Вырубка лесов» для урока экологии или тематического классного часа, который мы разработали совместно с экологическим отрядом:

 

Ситуация: В окрестностях города N планируется вырубка нескольких гектаров леса. По той части леса, где вырубят деревья, протекает небольшая река. Лес находится близко к промышленному району города. Древесину планируется продать, часть денег с продажи леса пойдет в бюджет города.

 

Вопросы:

  • К каким последствиям может привести осуществление плана?
  • Как экоактивисты города N могут помешать вырубке леса? Составьте план их действий.

 

Следующая «рабочая проблема» – это нестандартная школьная задача, которая вновь подтверждает приём, использованный в картине «Общество мёртвых поэтов» – взгляд по-другому. Предложите ребятам что-то необычное. Например, на уроке литературы в 10 классе при изучении романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» покажите следующее описание и попросите отгадать, чьё оно: «Привык контролировать свои эмоции. Чувство вины находится в зачаточном состоянии. Интеллектуальные способности очень высоки. Острый ум помогает ему добиваться впечатляющих успехов». Евгений Базаров? Так ответят многие. Но это не он. Это современный изобретатель и бизнесмен Илон Маск. И так можно выйти на актуальность классики, схожие психологические портреты, описания. Тургенев 170 лет назад написал такой роман, персонажи которого не просто как живые, они будто наши с вами современники.

 

Уверена, что каждый учитель сможет придумать свои особенные фишки, которые позволяют делать уроки интересными, проблемными и небанальными. А такая деятельность возможна тогда, когда учитель сам влюблён в свой предмет. Наверное, в этом и кроется весь секрет!

 

Валерия Симпатова

Учитель МАОУ «Гимназии № 5» г. Перми


Читайте также
ОТ ПОСАДКИ ДЕРЕВЬЕВ ДО КВЕСТА ОТ МЧС
30 июня, 13:26
7 июня 2024 года в Перми прошла экологическая игра «Тропою здоровья». Игра реализована на средства гранта «Эколето» Управления по экологии и природопользованию администрации города Перми, её организатором стала Ассоциация «Врачи перемен». В рамках этого мероприятия для участников было проведено много интересных мастер-классов и квестов. Одними из самых запоминающихся были посадка деревьев и квест от представителей Главного управления МЧС России по Пермскому краю  и поискового отряда «Регион 59». Подробнее о них мы расскажем в этой статье.
Подробнее
ЭКОПУТЕШЕСТВИЕ: "ТАЙНЫ РЕКИ ГАЙВЫ" ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ ШКОЛЬНИКОВ
28 июня, 10:06
В век информационных технологий, когда дети всё больше времени проводят в виртуальной реальности, важно приобщать их к красоте и богатству реального мира. В этом году экотропа «Тайны реки Гайвы» предложила уникальную возможность для школьников окунуться в мир природы, познакомиться с её красотами и удивительными явлениями, а также развить чувство ответственности за сохранение окружающей среды. Всего мы провели 4 экскурсии для 6 разных групп юных исследователей. Тропу посетили ученики из 3-х школ: МАОУ «СОШ №24», МАОУ «СОШ №37» и МАОУ «СОШ №45».
Подробнее
НЮАНСЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ЛЮДЕЙ С ОВЗ: СЛОЖНОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ВОЗМОЖНОСТИ
27 июня, 17:13
28 мая 2024 года Центром опережающей профессиональной подготовки Пермского края (ЦОПП) был проведён круглый стол на тему «Работа для всех: эффективное сотрудничество для инклюзивного рынка труда». Цель встречи – организовать диалог представителей органов исполнительной власти Пермского края, предприятий и профессиональных образовательных организаций о возможностях создания рабочих мест для граждан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Мероприятие модерировала Оксана Олеговна Дробченко – заместитель директора по развитию АНО ДПО «Центр проектов «Переменим».
Подробнее