ТОЛЕРАНТНОСТЬ, ТЕРПИМОСТЬ, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, ИЛИ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ
14 октября состоялась онлайн-медиадискуссия на тему «НКО и культура народов Прикамья. Строим мосты». Учителя собрались для того, чтобы поделиться опытом взаимодействия с детьми различных национальностей и сложностями, возникающими в процессе обучения. Участники поговорили о том, как добиться эффективного обучения детей-мигрантов, которые не знают русского языка, выросли в другой культурно-бытовой среде, имеют другие идеалы, этнические корни и особенности восприятия.
Александр Леонидович Колчанов, директор школы №36:
— В нашей школе обучаются дети разных национальностей. Некоторые попадают в первый класс, даже не зная русского языка. Им приходится начинать жизнь с чистого листа. По моему мнению, нужно привлекать дополнительное усилие со стороны школы для развития и закрепления ими навыков русского языка, адаптации и социализации. Вовлекать детей во внутренние праздники, поощрять их достижения, инициативу. Благодаря этому детская психика быстро адаптируется, и за год ребёнок обычно осваивает русский язык, вливается в коллектив. Главное, учителям, родителям, одноклассникам проявлять толерантность, терпимость, внимательность, и всё выравнивается и получается!
Наталья Александровна Ушакова, учитель школы №131:
— В нашей школе созданы специальные классы для детей, слабо говорящих на русском. Также есть так называемый «нулевой класс», в котором детей подготавливают к школе, учат русскому языку. Многие осваивают его практически с нуля. Нас радует, что мы видим положительную динамику. Дети-мигранты становятся более воспитаны, быстро приобщаются к нашим требованиям. Пять лет назад такие дети оканчивали только начальную школу, а сейчас стараются остаться на все 9 классов.
Наталия Владимировна Боронникова, к.ф.н., доцент кафедры теоретического и прикладного языкознания Пермского государственного национального исследовательского университета, заместитель директора АНО ДПО «Центр образования «Академия»»:
— Наш центр работает в рамках городской программы. Мы организуем и проводим мероприятие «Воскресная школа для детей-мигрантов», с помощью которого происходит осваивание русского языка и русской культуры. К занятиям привлекаются психологи и логопеды. В мероприятиях принимают участие узбеки, киргизы, таджики. Мы создаем собственные учебные материалы: тесты для определения уровня знания языка, диагностические карты, учебные пособия, которые безвозмездно раздаются детям и заинтересованным учителям.
Екатерина Онянова