8 ГРЕХОВ НАЧИНАЮЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Все учатся на ошибках. Однако, в случае, если ты молодой педагог, такой способ получения опыта может негативно отразиться на учениках и их родителях. Поэтому молодому учителю и воспитателю лучше заранее узнать о типичных ошибках начинающих педагогов. Так, каких-то из них получится избежать, а к некоторым просто быть готовым.
Ложный перфекционизм
Как показывает практика, большинство учителей в школе и в вузе были отличниками. Они беспрекословно выполняли требования преподавателя, с уважением относились к взрослым и т. д. Получается, когда эти молодые специалисты выходят на работу, они ждут от своих учеников отличной успеваемости, послушания и усердия, а от родителей — доверия, следования советам и внимания. Ложные ожидания грозят педагогу глубочайшим разочарованием, поскольку все дети разные, собственно, как и родители. Педагогу необходимо быть готовым работать с разными характерами и темпераментами.
Чувство вины и чрезмерная ответственность
Молодые педагоги часто принимают на свой счёт проделки учеников и их неуспеваемость. Они слишком много переживают на работе, а потом этот груз волнений приносят домой. И совсем забывают о том, что педагог не может полностью отвечать за успехи и неудачи учеников. Не стоит портить себе нервы из-за рабочих моментов, «прикипать» к ученикам, нагнетать обстановку, носить эти переживания домой. Чрезмерное волнение из-за проблем на работе может негативно сказаться не только на здоровье педагога, но и на его карьере.
Размытие границ
Гармоничный стиль общения с воспитанниками — залог успешных отношений. Слишком авторитарный или жёсткий стили не принесут желаемого результата. Панибратство и использование сленга не помогут повысить популярность среди учеников. Стиль общения должен быть достаточно сдержанный, в то же время доброжелательный. Педагог должен быть открыт ученикам для любого разговора. И ни в коем случае нельзя забывать об обещаниях, данных ученикам. Не выполнил его — потерял доверие детей.
Трудоголизм и апатия
Желание каждый день удивлять детей различными новшествами слишком изнуряет. Но и работать по правилу «как мне платят — так я и работаю» — тоже крайность. Это уже безразличие к профессии. Или же пренебрегать планами урока, планами самообразования — это лишает педагога личностного и профессионального роста, может привести к эмоциональному выгоранию.
Проблемы с самооценкой
В работе педагога нет места чрезмерной уверенности и излишней неуверенности. Важно ценить себя как профессионала, но не стоит пренебрегать советами коллег и наставников. С неуверенностью в себе можно справиться с помощью тренингов и советов психологов.
Раздражительность
Потеря самообладания на уроке, срыв и крик учителя на класс показывают детям его слабость и беспомощность. Задача каждого педагога, каким бы он ни был уставшим, — сохранять самообладание. Учитель должен уважительно относиться к каждому ученику, ни в коем случае не обсуждать его с коллегами. Также и с детьми нельзя обсуждать учителей. Это называется профессиональной этикой.
Тусклая атмосфера в классе
Кипы бумаги на столе, постоянное сидение педагога, некорректные шутки, следование только по страницам учебника испортят любой урок. Дети должны быть вовлечены в процесс, больше экспериментировать. Педагогу следует быть мобильным: один раз за весь урок пройти по классу не считается активностью, равно как бесконечные записи детей в тетрадях.
Наличие любимчиков
Оказание повышенного внимания определённым ученикам моментально испортит всю дисциплину в классе.
Наталья Былева