Все как один: зачем нужна школьная форма и почему ученики не хотят её носить

20 ноября 2019 , 06:43

Школьная форма была введена в России почти 200 лет назад. За это время она претерпела множество изменений, но и сегодня остаётся главным ученическим атрибутом. Единый стиль – просто дань эстетике, или одежда действительно может влиять на учебный процесс? Разбираемся с психологом Института социальных услуг и инноваций АНО «ВЕКТОР» Александром Бизяевым.

 

Форменные противоречия

Есть много противоречивых мнений на счёт того, для чего нужна школьная форма и нужна ли вообще. Основные аргументы «за»:

- Она скрывает видимую разницу между учениками из семей с разным достатком, чтобы детям было комфортнее общаться друг с другом.

- Дисциплинирует и помогает настроиться на учебный лад.

- Даёт чувство принадлежности к чему-то значимому, к определённой социальной группе (это одна из потребностей детей, особенно в подростковом возрасте).

- Позволяет сократить траты на гардероб.

 

У этих доводов есть и обратная сторона. Даже одинаково одетые дети найдут способ продемонстрировать социальный статус (например, с помощью телефонов и других гаджетов). С экономией тоже всё неоднозначно – ребёнку нужна одежда и помимо формы, так что расходов не избежать. Что касается ощущения принадлежности, здесь важно, чтобы ученик на самом деле хотел быть частью этой школы, этого коллектива. Если у него есть какие-то проблемы в данной среде, то относящийся к ней костюм будет вызывать лишь негативные эмоции.

 

Возрастные особенности

В зависимости от возраста, школьники по-разному относятся к требованию носить форму. Ученики младших классов сильно зависят от взрослых: если последние говорят, что нужно надевать вот это – значит, так и следует поступать. Кроме того, детям часто хочется выглядеть старше, и форма как раз в этом помогает: надевая её, они чувствуют себя похожими на родителей, которые ходят на работу в строгой деловой одежде.

 

Во время переходного периода начинаются поиски себя, подростки задаются вопросами: кто я? как меня видят другие? Возможность проявлять индивидуальность становится особенно значимой, и ограничения в одежде ощущаются острее – соответственно, нарушения дресс-кода возникают чаще.

 

Пренебрежение правилами или способ самовыражения?

Когда отношения с одноклассниками и учителями складываются хорошо, а на уроках всё получается, ребёнок легко свыкается с мыслью об обязательном ношении формы. В этом случае он находит другие, не связанные с внешним видом, пути проявить себя. Но если он всё же пытается выделиться, например, с помощью необычной причёски, пирсинга и т.п., то нередко сталкивается с негативной реакцией педагогов.

 

Понятно, что есть некоторые ограничения и социальные нормы. Так все знают, что в рабочей или учебной обстановке неуместна откровенная, вызывающая одежда, потому что она может отвлекать других людей. Дети и сами это чувствуют – вряд ли они придут в школу в том же, в чём бы отправились на дискотеку. А когда ученик просто покрасил волосы в другой цвет, в этом, я считаю, нет ничего плохого. Он никак не воздействует на окружающих и не нарушает учебный процесс, просто выбрал именно такой способ показать: я отличаюсь.

 

Оптимальный дресс-код

Школьная форма на самом деле выполняет те полезные функции, которые мы назвали выше: дисциплина, повышение учебной мотивации, ощущение сопричастности. Однако, на мой взгляд, лучше, чтобы было предусмотрено несколько её вариантов. Допустим, школой предписаны определённые цвета, но можно самим подобрать подходящий фасон и материал. Во-первых, это важно с точки зрения комфорта ребёнка – ему должно быть удобно в той одежде, в которой он сидит по 6-7 уроков. Во-вторых, в этом случае у него остаются свобода выбора и возможность проявить индивидуальность.

 

Не запрещать, а выйти на диалог

Если ученик систематически пренебрегает требованиями к внешнему виду, нужно выяснить причину. Возможно, таким образом он пытается привлечь внимание или реализовать другие неудовлетворённые потребности. Может быть и такое, что ему в этой одежде элементарно неудобно. Здесь должен быть индивидуальный подход в каждой ситуации.

 

Любое замечание касательно внешности важно делать очень аккуратно, не переходя на личности. Кроме того, когда дети сталкиваются с директивными запретами, то отвечают сопротивлением, а это уже действительно может негативно отразиться на учебном процессе. Поэтому единственный эффективный метод преодолеть разногласия – разговор на равных, который поможет услышать друг друга и прийти к взаимопониманию.

 

Беседовала Екатерина Артемова


Читайте также
Двойное внимание каждому – обеспечено!
Вчера, 14:16
При слове «школа» большинство из нас представит одинаковую картинку: классы с партами в три ряда и школьная доска, привычные предметы, уроки в две смены по сорок пять минут и шумные переменки. А между тем, существуют множество школ, устроенных иначе! Одна из них есть на карте нашего города – на Слудской горке. Это средняя школа № 32 имени Г.А. Сборщикова. Что в ней такого особенного и чем живёт школа сегодня, мы спросили у её директора – Александра Марковича Гликсона.
Подробнее
Школьники удивили своими проектами экспертов конкурса «Гении Прикамья»
7 ноября, 13:23
В Перми 7 ноября открылась профориентационная выставка «Образование и карьера». Она продлится 4 дня на выставочной площадке «Пермь Экспо». В мероприятии принимают участие более 100 школ, вузов, техникумов, ведущие промышленные предприятия Пермского края, организации, осуществляющих деятельность в сфере образования.
Подробнее
12
1 ноября, 10:36
Подробнее