Вера Кожарская: «Буллинг – это проблема системы»
Что такое буллинг? Можно ли его победить? Как проблему травли решают за рубежом и в России? Рассказывает Вера Кожарская, Гендиректор Института социальных услуг «ВЕКТОР», руководитель краевого Детского телефона доверия.
Перемена-Пермь: Вера Ивановна, когда мы говорим о детской травле, кто виноват и что делать?
Вера Кожарская: Важно понимать, что стремление сбиваться в стаи и подавлять другого – часть природы человека. В каждом из нас есть не только социальное, но и животное начало. И если этот факт игнорировать, животное в человеке одержит верх над цивилизованным. И расцветёт пышным цветом в школьные годы. К сожалению, все дети без исключения склонны к буллингу. Хорошая новость заключается в том, что детским поведением можно, нужно и достаточно легко управлять. И школа должна взять на себя ответственность за контроль детского насилия.
П-П.: Когда необходимо начинать борьбу с буллингом?
Вера Кожарская: Чем «тушить пожары», значительно легче и эффективнее проводить профилактику насилия. Когда? Чем раньше, тем лучше. Зачатки буллинга нередко проявляются уже в детском саду или в начальной школе. Педагог, будучи авторитетом для дошколят и детей младшего школьного возраста, может научить их конструктивному взаимодействию, а также привить нормы поведения: объяснить, что нельзя унижать другого, бить и обзывать. С этими нормами дети пойдут по жизни и дальше, понимая, что насилие – это недопустимо, если у тебя есть чувство собственного достоинства. Внушить эти истины подросткам намного сложней. Почему? Подростки критично настроены по отношению к взрослым вообще, в школе они готовы прислушиваться только к самым харизматичным учителям, а таких, скажем честно, мало. Кроме того, именно в подростковом возрасте школьники чувствуют себя неуверенно и тревожно. Они могут объединяться в группы, чтобы, унижая слабых, получить признание, если не научились ранее самоутверждаться без насилия.
П-П.: Как обстоят дела с профилактикой буллинга в России?
Вера Кожарская: В России профилактика буллинга развивается точечно. В некоторых школах есть отдельные НКО, которые продвигают эту тему. Если говорить о повсеместной практике, то меры обычно принимаются после того, как уже все «тревожные звоночки прозвенели», нередко после попытки суицида жертвы буллинга. Конечно же, это неправильно. Мы убеждены, что в школах нужно проводить антибуллинговую политику. Прежде всего, должен быть создан свод правил, отражающих позицию неприемлемости насилия, а также декларирующие её документы. Хорошо, если эти правила будут разработаны вместе с детьми.
П-П.: С чего можно начать?
Вера Кожарская: С запрета физического насилия. Во многих школах Европы, США и Канады никто не имеет право посягать на физическую безопасность личности. В противном случае обидчик будет исключён из школы. Это простое правило значительно ограничивает подростковую агрессию. Да, дети могут выражать недовольство. Могут чувствовать себя неуверенными, непринятыми, завидовать друг другу, выражать агрессию вербально… Но не физически. Подростки проживают свои чувства, и в старшую школу большинство из них приходит спокойными и толерантными. Среда, которая создается благодаря борьбе с насилием, формирует психически здоровых людей.
П-П.: Согласны ли Вы с тем, что российское общество созрело к решению проблемы буллинга в школе?
Вера Кожарская: Пожалуй, да. Сейчас тема буллинга, как и домашнего насилия, перестает быть табуированной. У российского общества есть потребность прекратить насилие. Вопрос в том, как? Ответить на него пытаются некоммерческие организации, в том числе и наш Институт социальных услуг «ВЕКТОР». Мы понимаем, что буллинг – это системная проблема. И решать её необходимо совместными усилиями гражданского общества. Чтобы справиться с буллингом, нужна активная позиция некоммерческих организаций, семьи, СМИ и школы. Сейчас мы работаем над программой «Конструктор социальных практик НКО», которая направлена на разработку и внедрение Комплексной межсекторной модели противодействия школьной травле.
П-П.: Расскажите, пожалуйста, подробнее о программе.
Вера Кожарская: Идея «Конструктора» – в объединении идей нескольких организаций (ВЕКТОР, «Травле нет», «Врачи – детям», «Форсайт» и т.д.). Всего в проекте будут участвовать эксперты и практики из 15 регионов РФ. Межрегиональная команда объединяет много ресурсов, обогащает, позволяет отработать технологию сразу же в разных условиях. Вместе мы подберем самые эффективные методики и технологии, которые подойдут именно нашей российской, а не абстрактной школе. Главная цель «Конструктора» – дать школе инструменты, позволяющие проводить эффективную профилактику буллинга, а также выстроить взаимодействие с партнерами, которые могут в этом школе помочь.
П-П.: Почему именно «Констуктор»?
Вера Кожарская: Словно из кубиков, мы собираем конструктор самых эффективных программ и технологий, которые помогут справиться с проблемой. У нас есть представление, из каких технологических блоков должна выстраиваться работа школы. Чему учить учителей, как их поддерживать, какие программы должны быть внедрены для детей на разных ступенях обучения, как выстроить работу с родителями и т.д. Эти блоки-«кубики» мы будем апробировать в разных регионах, а затем предложим готовую антибуллинговую модель. В Пермском крае планируем создать модель ресурсного центра на базе АНО ДПО «Институт социальных услуг «ВЕКТОР», чтобы помогать школам внедрять эти инновации. Проект будет реализован в 2020-2021 гг. не менее чем в 15 регионах. В некоторых школах (не менее 25) модель будет внедрена полностью, а в других – частично.
П-П.: Какие конкретные шаги должна сделать школа в рамках «Конструктора», чтобы справиться с буллингом?
Вера Кожарская: Необходимо создавать комфортную поддерживающую среду, в которой педагоги научатся поддерживать детей и друг друга. Каждый классный руководитель должен знать, как действовать, если в его классе началась травля. Важно знать, куда обращаться за помощью, если классный руководитель не может справиться с проблемой сам. На наш взгляд, в школах должны быть созданы антибуллинговые команды. В каждую такую команду могут войти завуч, психологи, социальные педагоги, авторитетные учителя – в общем, наиболее активная часть коллектива. В течение проекта мы будем сопровождать антибуллинговые команды, помогать их участникам выстраивать взаимодействие с другими учителями и школьниками. В результате учителя из антибуллинговой команды станут внутренними экспертами по работе с буллингом. И на них сможет опираться весь педагогический коллектив.
П-П.: Проблемами буллинга АНО ДПО «Институт социальных услуг «ВЕКТОР» занимается с 2013 года. Как началась такая работа?
Вера Кожарская: Круглосуточно мы принимали (и продолжаем принимать) звонки на телефон доверия от детей, которые стали жертвами травли. Эти дети были напуганы и не знали, куда обратиться за помощью. У некоторых возникали мысли о суициде. Стало ясно, что проблема буллинга очень серьёзная и требует решения. Отчёты о статистике звонков мы регулярно предоставляли органам власти. Поэтому с 2014 года Министерство образования и науки Пермского края поддерживает нас, выделяя субсидию на то, чтобы мы помогали школам выстраивать работу по профилактике травли. Поначалу многое делали интуитивно. Затем стали приглашать экспертов со всей страны, учились сами вместе со школами. Сейчас наша команда разработала свою технологию сопровождения школ, которую мы и будем отрабатывать и описывать в рамках Конструктора.
П-П.: Что изменилось в ней за 5 лет? Какие новые подходы к решению проблемы буллинга актуальны сейчас?
Вера Кожарская: Главное, что мы поняли: сейчас наступило время объединить усилия, чтобы помочь школе начать системную работ не столько по противодействию травле, сколько по созданию поддерживающей среды. Мы пришли к выводу: прежде, чем запускать антибулинговую программу, мы должны поддержать учителей. Дать учителям понять, что антибуллинговая деятельность, в которую мы их вовлекаем, – это не дополнительная нагрузка, но возможность облегчить труд педагога, создать здоровую школьную среду.
Беседовала Анастасия Беломестнова