Учимся учиться: как помочь первокласснику адаптироваться в школе
Тщательно собранные рюкзаки, новенькая форма – и вчерашние дошкольники превращаются в совсем взрослых людей. Кажется, теперь они будут с удовольствием ходить на уроки и старательно выполнять домашние задания. Но родители нередко забывают, как сами волновались, став первоклассниками. Предлагаем вспомнить свой первый звонок и поддержать ребёнка на новой жизненной ступеньке. О том, как правильно это сделать, рассказала гештальт-терапевт Института социальных услуг АНО «ВЕКТОР» Жанна Балабина.
Не праздник, а серьёзный стресс
Есть ошибочное представление, что первоклассник, идя в школу с букетом, очень счастлив – в его жизни начинается интересный и наполненный радостями период. Важно понять, что на самом деле ребёнок обычно напуган и растерян. Всё меняется: окружение, распорядок дня, режим питания. Из-за этого новоиспечённый школьник находится в состоянии постоянной тревоги.
Сохраняем спокойствие и больше общаемся
Адаптация первоклассника пройдёт легче и быстрее, если малыш увидит, что мама и папа не паникуют, что он может задать им любой вопрос или чем-то поделиться. Прекрасно, если у родителей есть возможность поработать с психологом. Также сейчас в широком доступе представлена учебная литература по детской психологии. Статьи Людмилы Петрановской помогут справиться с родительской тревожностью, а книги Юлии Гиппенрейтер и Наталии Кедровой научат понимать эмоции ребёнка и правильно о них говорить.
На способность ребёнка быстро осваиваться в новой среде влияет и то, насколько в семье развиты социальные связи. Если ребёнок часто общался с родственниками и знакомыми, играл на площадке с другими детьми, он без труда вольётся в новый коллектив.
Детство не заканчивается в первом классе
Придя в школу, ребёнок не перестал быть ребёнком, он всё ещё хочет веселиться и играть. Поэтому не нужно сразу отнимать у него любимую игрушку и сажать за учебники. К тому же в период адаптации игры очень важны: с помощью них дети контактируют друг с другом, в классе налаживается психологический климат. У ребёнка появляются друзья, что позволяет ему чувствовать себя в безопасности и быть более сконцентрированным во время уроков.
Чувства важнее оценок
Ситуация: неудачное выступление перед классом. Ребёнок расстроен, родители тоже. Они решают его «тренировать»: раз не запомнил одно стихотворение, выучим десять, и страх исчезнет. Но в подобных случаях родители должны стараться снизить интенсивность переживаний, а не наоборот. Нужно дать первокласснику понять, что школа – это важно, но счастье и успех не зависят только от неё. В жизни есть много других радостей, а семья будет любить его всегда, независимо от оценок.
Сигналы дезадаптации
Понять, что в школьной жизни ребёнка что-то не так, можно по следующим признакам:
- после занятий он всегда расстроен;
- ему не удаётся ни один предмет, ничто не вызывает интереса;
- он не контролирует своё поведение – не может сконцентрироваться на уроках, начинает ходить по классу во время занятия, мешает другим детям или проявляет агрессию;
- появляются физические недомогания (например, нужно собираться в школу – и вдруг поднимается температура).
Проблемы с адаптацией могут свидетельствовать о том, что ребёнок оказался не готов к школе. Не у всех детей к семи годам психика созревает для того, чтобы начать учиться. В этом нет ничего страшного, всё индивидуально. Просто иногда стоит отложить первый класс ещё на один год.
К кому обратиться за помощью?
Сначала лучше осторожно выяснить у самого ребёнка, в чём дело. Затем можно поговорить со школьным психологом или с классным руководителем (у школьных педагогов есть базовые знания по детской психологии). Кроме того, круглосуточно доступен телефон доверия: 8-800-2000-122. Позвонив по нему, родители могут бесплатно получить консультацию специалиста и оперативно разобраться в ситуации.
Записала Екатерина Артемова