Учимся учиться: как помочь первокласснику адаптироваться в школе

25 сентября 2019 , 07:29

Тщательно собранные рюкзаки, новенькая форма – и вчерашние дошкольники превращаются в совсем взрослых людей. Кажется, теперь они будут с удовольствием ходить на уроки и старательно выполнять домашние задания. Но родители нередко забывают, как сами волновались, став первоклассниками. Предлагаем вспомнить свой первый звонок и поддержать ребёнка на новой жизненной ступеньке. О том, как правильно это сделать, рассказала гештальт-терапевт Института социальных услуг АНО «ВЕКТОР» Жанна Балабина.

 

Не праздник, а серьёзный стресс

Есть ошибочное представление, что первоклассник, идя в школу с букетом, очень счастлив – в его жизни начинается интересный и наполненный радостями период. Важно понять, что на самом деле ребёнок обычно напуган и растерян. Всё меняется: окружение, распорядок дня, режим питания. Из-за этого новоиспечённый школьник находится в состоянии постоянной тревоги.

 

Сохраняем спокойствие и больше общаемся

Адаптация первоклассника пройдёт легче и быстрее, если малыш увидит, что мама и папа не паникуют, что он может задать им любой вопрос или чем-то поделиться. Прекрасно, если у родителей есть возможность поработать с психологом. Также сейчас в широком доступе представлена учебная литература по детской психологии. Статьи Людмилы Петрановской помогут справиться с родительской тревожностью, а книги Юлии Гиппенрейтер и Наталии Кедровой научат понимать эмоции ребёнка и правильно о них говорить.

 

На способность ребёнка быстро осваиваться в новой среде влияет и то, насколько в семье развиты социальные связи. Если ребёнок часто общался с родственниками и знакомыми, играл на площадке с другими детьми, он без труда вольётся в новый коллектив.

 

Детство не заканчивается в первом классе

Придя в школу, ребёнок не перестал быть ребёнком, он всё ещё хочет веселиться и играть. Поэтому не нужно сразу отнимать у него любимую игрушку и сажать за учебники. К тому же в период адаптации игры очень важны: с помощью них дети контактируют друг с другом, в классе налаживается психологический климат. У ребёнка появляются друзья, что позволяет ему чувствовать себя в безопасности и быть более сконцентрированным во время уроков.

 

Чувства важнее оценок

Ситуация: неудачное выступление перед классом. Ребёнок расстроен, родители тоже. Они решают его «тренировать»: раз не запомнил одно стихотворение, выучим десять, и страх исчезнет. Но в подобных случаях родители должны стараться снизить интенсивность переживаний, а не наоборот. Нужно дать первокласснику понять, что школа – это важно, но счастье и успех не зависят только от неё. В жизни есть много других радостей, а семья будет любить его всегда, независимо от оценок.

 

Сигналы дезадаптации

Понять, что в школьной жизни ребёнка что-то не так, можно по следующим признакам:

- после занятий он всегда расстроен;

- ему не удаётся ни один предмет, ничто не вызывает интереса;

- он не контролирует своё поведение – не может сконцентрироваться на уроках, начинает ходить по классу во время занятия, мешает другим детям или проявляет агрессию;

- появляются физические недомогания (например, нужно собираться в школу – и вдруг поднимается температура).

 

Проблемы с адаптацией могут свидетельствовать о том, что ребёнок оказался не готов к школе. Не у всех детей к семи годам психика созревает для того, чтобы начать учиться. В этом нет ничего страшного, всё индивидуально. Просто иногда стоит отложить первый класс ещё на один год.

 

К кому обратиться за помощью?

Сначала лучше осторожно выяснить у самого ребёнка, в чём дело. Затем можно поговорить со школьным психологом или с классным руководителем (у школьных педагогов есть базовые знания по детской психологии). Кроме того, круглосуточно доступен телефон доверия: 8-800-2000-122. Позвонив по нему, родители могут бесплатно получить консультацию специалиста и оперативно разобраться в ситуации.

 

Записала Екатерина Артемова


Читайте также
Вера Селянинова: «Экономику страны делают рабочие кадры»
13 августа, 05:33
Вера Александровна Селянинова – педагог, директор образовательных учреждений с многолетним стажем, основатель и руководитель центра повышения квалификации «Становление». Её карьера началась в сельской школе, продолжилась в профессиональных училищах, а сегодня команда под её руководством обучает специалистов по всей России и за её пределами. В интервью мы обсудили тонкости профессионального самоопределения, современные подходы к обучению и мифы о рабочих профессиях.
Подробнее
Раиса Кассина: «Создаём условия, чтобы каждый школьник знал, кем он хочет стать»
13 августа, 05:16
Редакция краевой школьной газеты «Перемена-Пермь» совместно с юнкорами МАОУ «СОШ № 55» г. Перми поговорили с Министром образования и науки Пермского края Раисой Алексеевной Кассиной о том, как правильно выстроенная профориентационная работа помогает современным подросткам выбрать будущую профессию.
Подробнее
Маркировка рекламы – важная составляющая грамотной журналистской работы
16 июня, 08:39
С 1 сентября 2023 года в России действует новый порядок маркировки рекламы в Интернете. Согласно закону, все рекламные материалы, размещаемые в сети, должны быть зарегистрированы через операторов рекламных данных, а креативы (визуальное или текстовое оформление рекламы, направленное на повышение эффективности коммуникации с целевой аудиторией) – снабжены специальным идентификатором. По этому поводу 9 июня в Пермской торгово-промышленной палате была организована практическая бизнес-игра «Маркировка рекламы». Мероприятие вызвало большой интерес у представителей малого и среднего бизнеса, маркетологов, блогеров, специалистов рекламных агентств и СМИ. Редакция «Перемены Пермь» тоже приняла участие в бизнес-игре.
Подробнее