У ребёнка конфликт с педагогом: как вести себя родителю

27 ноября 2019 , 09:11

Ваш школьник жалуется на учителя или вступил с ним в открытый конфликт? Первое инстинктивное желание – «шашку наголо» и вперёд, защищать своего ребёнка. Но как же помочь ему, не испортив при этом отношения с педагогом? Об этом «Перемена-Пермь» спросила директора учебно-методического центра НКО «ВЕКТОР», психолога Алину Селищеву.

 

1. Покажите ребёнку, что вы в любом случае на его стороне

Ребёнку важно знать, что его принимают со всеми эмоциями, обидами, страхами. Что бы ни случилось – вы за него. Это не значит, что нужно занять позицию «он прав, а учитель – враг». Поговорите с сыном или дочерью откровенно, покажите: вы понимаете, что ему/ей сейчас нелегко и готовы оказать поддержку. Спросите ребёнка, как бы он хотел разрешить конфликт. Такой подход позволит, не обесценивая его чувств, прояснить ситуацию и понять, как действовать дальше.

 

2. Отключите эмоции и спокойно разберитесь в причине конфликта

Для начала нужно выяснить, из-за чего конфликт возник. Все мы – люди, и между нами случаются недопонимания. Может быть, школьник начал отставать по предмету и обвиняет в этом педагога. Или же последний невольно сказал что-то, что задело ученика. Причины могут быть самыми разными. Здесь важно отделить эмоции от фактов и разложить ситуацию «по полочкам»: кто, что, почему сказал или сделал. Необходимо выслушать обе стороны, понять мотивы каждой из них и попытаться найти точки соприкосновения.

 

Также вы можете поприсутствовать на уроках. Это позволит составить наиболее объективную картину. Лучше, если это будет серия посещений – так поведение всех участников станет более естественным. Главное, с уважением отнеситесь к педагогу и предупредите его о своём визите заранее.

 

3. Помните: вы с учителем заодно

Если причина конфликта – в нарушении учебных требований и низких оценках, то здесь родитель и педагог, что называется, в одной лодке. Скорее всего, ваш школьник столкнулся с какими-то трудностями в освоении предмета и ему нужна помощь. И тут эффективнее действовать сообща и вместе с учителем найти индивидуальный подход к ребёнку. Когда вы покажете, что готовы к конструктивному диалогу, педагог с радостью пойдёт вам навстречу.

 

4. Если конфликт личный, привлеките нейтральную сторону

Инцидент может выйти за рамки учебного процесса – бывает, он возникает на почве каких-то личных разногласий. Например, когда поведение ребёнка соответствует школьным нормам, но при этом идёт вразрез с ценностями и убеждениями педагога. Если подобные ситуации происходят и учитель, пользуясь своей властью, давит на ученика или как-то унижает его, сам родитель уже не справится. Обратитесь за помощью к администрации школы, психологу, профессиональному медиатору. Вмешательство третьей стороны поможет педагогу вернуться на свои профессиональные позиции.

 

5. Сменить класс или школу – выход (но сначала всё взвесьте)

Когда прийти к взаимопониманию с педагогом никак не удаётся, родители нередко задумываются о том, чтобы перевести своего ребёнка в другой класс или даже поменять учебное заведение. Это вариант решения проблемы, однако он не обойдётся без потерь. Школьник избавляется от эмоционально напряжённых отношений с учителем, но при этом лишается, например, привычного коллектива и своих друзей. Здесь нельзя дать однозначно правильный совет. В каком случае процент вреда ниже и как в итоге будет лучше для ребёнка – вот чем нужно руководствоваться при принятии такого решения.

 

6. Воспринимайте конфликт как полезный опыт

Любой конфликт можно разрешить, если обе стороны этого хотят и прилагают усилия, а не сыплют обвинениями. Бывает, что кто-то чувствует себя «проигравшим» – это значит, что не все противоречия удалось преодолеть. Конфликт завершён успешно в том случае, когда все участники вышли из него с новым опытом и переосмысленным взглядом на ситуацию. Говорят, чтобы хорошо узнать кого-то, нужно с ним поссориться. Иногда это действительно работает, и отношения после конфликта только укрепляются.

 

Напоминаем, что в любой сложной ситуации вы и ваш ребёнок можете позвонить по Детскому телефону доверия: 8-800-2000-122. Проконсультировавшись с психологом, вы обязательно найдёте варианты решения вашей проблемы.

 

Беседовала Екатерина Артемова


Читайте также
ОТ ПОСАДКИ ДЕРЕВЬЕВ ДО КВЕСТА ОТ МЧС
30 июня, 13:26
7 июня 2024 года в Перми прошла экологическая игра «Тропою здоровья». Игра реализована на средства гранта «Эколето» Управления по экологии и природопользованию администрации города Перми, её организатором стала Ассоциация «Врачи перемен». В рамках этого мероприятия для участников было проведено много интересных мастер-классов и квестов. Одними из самых запоминающихся были посадка деревьев и квест от представителей Главного управления МЧС России по Пермскому краю  и поискового отряда «Регион 59». Подробнее о них мы расскажем в этой статье.
Подробнее
ЭКОПУТЕШЕСТВИЕ: "ТАЙНЫ РЕКИ ГАЙВЫ" ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ ШКОЛЬНИКОВ
28 июня, 10:06
В век информационных технологий, когда дети всё больше времени проводят в виртуальной реальности, важно приобщать их к красоте и богатству реального мира. В этом году экотропа «Тайны реки Гайвы» предложила уникальную возможность для школьников окунуться в мир природы, познакомиться с её красотами и удивительными явлениями, а также развить чувство ответственности за сохранение окружающей среды. Всего мы провели 4 экскурсии для 6 разных групп юных исследователей. Тропу посетили ученики из 3-х школ: МАОУ «СОШ №24», МАОУ «СОШ №37» и МАОУ «СОШ №45».
Подробнее
НЮАНСЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ЛЮДЕЙ С ОВЗ: СЛОЖНОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ВОЗМОЖНОСТИ
27 июня, 17:13
28 мая 2024 года Центром опережающей профессиональной подготовки Пермского края (ЦОПП) был проведён круглый стол на тему «Работа для всех: эффективное сотрудничество для инклюзивного рынка труда». Цель встречи – организовать диалог представителей органов исполнительной власти Пермского края, предприятий и профессиональных образовательных организаций о возможностях создания рабочих мест для граждан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Мероприятие модерировала Оксана Олеговна Дробченко – заместитель директора по развитию АНО ДПО «Центр проектов «Переменим».
Подробнее