У ребёнка конфликт с педагогом: как вести себя родителю

27 ноября 2019 , 09:11

Ваш школьник жалуется на учителя или вступил с ним в открытый конфликт? Первое инстинктивное желание – «шашку наголо» и вперёд, защищать своего ребёнка. Но как же помочь ему, не испортив при этом отношения с педагогом? Об этом «Перемена-Пермь» спросила директора учебно-методического центра НКО «ВЕКТОР», психолога Алину Селищеву.

 

1. Покажите ребёнку, что вы в любом случае на его стороне

Ребёнку важно знать, что его принимают со всеми эмоциями, обидами, страхами. Что бы ни случилось – вы за него. Это не значит, что нужно занять позицию «он прав, а учитель – враг». Поговорите с сыном или дочерью откровенно, покажите: вы понимаете, что ему/ей сейчас нелегко и готовы оказать поддержку. Спросите ребёнка, как бы он хотел разрешить конфликт. Такой подход позволит, не обесценивая его чувств, прояснить ситуацию и понять, как действовать дальше.

 

2. Отключите эмоции и спокойно разберитесь в причине конфликта

Для начала нужно выяснить, из-за чего конфликт возник. Все мы – люди, и между нами случаются недопонимания. Может быть, школьник начал отставать по предмету и обвиняет в этом педагога. Или же последний невольно сказал что-то, что задело ученика. Причины могут быть самыми разными. Здесь важно отделить эмоции от фактов и разложить ситуацию «по полочкам»: кто, что, почему сказал или сделал. Необходимо выслушать обе стороны, понять мотивы каждой из них и попытаться найти точки соприкосновения.

 

Также вы можете поприсутствовать на уроках. Это позволит составить наиболее объективную картину. Лучше, если это будет серия посещений – так поведение всех участников станет более естественным. Главное, с уважением отнеситесь к педагогу и предупредите его о своём визите заранее.

 

3. Помните: вы с учителем заодно

Если причина конфликта – в нарушении учебных требований и низких оценках, то здесь родитель и педагог, что называется, в одной лодке. Скорее всего, ваш школьник столкнулся с какими-то трудностями в освоении предмета и ему нужна помощь. И тут эффективнее действовать сообща и вместе с учителем найти индивидуальный подход к ребёнку. Когда вы покажете, что готовы к конструктивному диалогу, педагог с радостью пойдёт вам навстречу.

 

4. Если конфликт личный, привлеките нейтральную сторону

Инцидент может выйти за рамки учебного процесса – бывает, он возникает на почве каких-то личных разногласий. Например, когда поведение ребёнка соответствует школьным нормам, но при этом идёт вразрез с ценностями и убеждениями педагога. Если подобные ситуации происходят и учитель, пользуясь своей властью, давит на ученика или как-то унижает его, сам родитель уже не справится. Обратитесь за помощью к администрации школы, психологу, профессиональному медиатору. Вмешательство третьей стороны поможет педагогу вернуться на свои профессиональные позиции.

 

5. Сменить класс или школу – выход (но сначала всё взвесьте)

Когда прийти к взаимопониманию с педагогом никак не удаётся, родители нередко задумываются о том, чтобы перевести своего ребёнка в другой класс или даже поменять учебное заведение. Это вариант решения проблемы, однако он не обойдётся без потерь. Школьник избавляется от эмоционально напряжённых отношений с учителем, но при этом лишается, например, привычного коллектива и своих друзей. Здесь нельзя дать однозначно правильный совет. В каком случае процент вреда ниже и как в итоге будет лучше для ребёнка – вот чем нужно руководствоваться при принятии такого решения.

 

6. Воспринимайте конфликт как полезный опыт

Любой конфликт можно разрешить, если обе стороны этого хотят и прилагают усилия, а не сыплют обвинениями. Бывает, что кто-то чувствует себя «проигравшим» – это значит, что не все противоречия удалось преодолеть. Конфликт завершён успешно в том случае, когда все участники вышли из него с новым опытом и переосмысленным взглядом на ситуацию. Говорят, чтобы хорошо узнать кого-то, нужно с ним поссориться. Иногда это действительно работает, и отношения после конфликта только укрепляются.

 

Напоминаем, что в любой сложной ситуации вы и ваш ребёнок можете позвонить по Детскому телефону доверия: 8-800-2000-122. Проконсультировавшись с психологом, вы обязательно найдёте варианты решения вашей проблемы.

 

Беседовала Екатерина Артемова


Читайте также
Английский лагерь в Подмосковье: яркое лето, полное знаний, приключений и общения!
4 апреля, 06:51
Хотите, чтобы ваш ребенок провел лето с пользой, эмоциями и новыми друзьями? Английский лагерь в Подмосковье – это не просто отдых, а увлекательное образовательное путешествие! Здесь дети 7-17 лет погружаются в языковую среду, каждый день общаясь с носителями языка, участвуют в квестах, шоу и мастер-классах.
Подробнее
Школьники создают «Медицинские истории»
25 марта, 07:03
С января по апрель 2025 года в Москве продолжается реализация профориентационного проекта «Медицинские истории», осуществляющегося при финансовой поддержке Грантов Мэра Москвы. За это время ученики школ № 2097, 1547, 709 и 1416 посещают различные мероприятия, встречаются с опытными спикерами, чтобы на стыке двух сфер – медицины и медиа – сформировать образ медицинских работников через истории отдельных специалистов. О том, как движется реализация проекта и какие события за плечами у юных участников – рассказываем в этом материале.
Подробнее
Медицинские осмотры с «Med-Clinic»: первый шаг на пути к здоровью
5 марта, 10:40
Регулярно проходить медицинские осмотры – это необходимая процедура как для работника, так и для работодателя. Ответственный подход к здоровью специалистов выявляет возможные профессиональные заболевания, отслеживает динамику изменения самочувствия. Регулярные медосмотры позволяют быть уверенным, что работник может выполнять должностные обязанности и не является носителем опасных для окружающих заболеваний.
Подробнее