Только не домашка, умоляю: как найти в себе силы учиться
Настроения нет, погода не радует. Прийти в школу и высидеть уроки – результат изнурительной работы над собой, о выполнении домашних заданий и говорить нечего. Разбираемся, куда пропала учебная мотивация, и отправляемся на её поиски вместе с гештальт-терапевтом Надеждой Мущинкиной, психологом Института социальных услуг и инноваций «ВЕКТОР».
Учиться – для чего?
Мотивация – это то, что побуждает нас что-то делать. Ради чего вы учитесь?Потому что интересно. Или вы готовитесь к освоению профессии, которая вам нравится. Вы хотите быть успешным. Получать хорошие отметки. Или не получать плохие. Вам бы поскорее забрать аттестат и устроиться на работу. Или потому что «такова жизнь»: все учатся. Мотивация может быть любая, каждая по-разному влияет на то, с каким настроением вы ходите в школу, испытываете ли удовольствие от процесса обучения и результатов. Наилучший вариант: когда учёба интересна (в любом возрасте), имеет ценность и смысл (когда вы уже постарше).
Прислушаться к себе
Часто нам транслируют, что все школьные знания пригодятся, поэтому каждый предмет нужно изучать с одинаковым рвением. В реальности всё обстоит иначе. Кому-то гуманитарные науки даются легко, а вот физика с математикой нет. Или с освоением школьной программы возникают трудности, зато вы замечательно поёте и играете на фортепиано. Стремиться успевать всегда и везде, может, и не стоит. Лучше поддержать себя в развитии в той сфере, которую любите – это даст хорошие плоды. Тем, что вас действительно интересует, вы будете заниматься с удовольствием и без всяких мотивирующих техник.
Не нравится – значит, можно не делать?
Игнорировать какие-то дисциплины нельзя. Каждая из них играет важную роль и помогает развивать определенные способности, на основе которых мозг выполняет более сложную деятельность (например,умение считать в уме формирует абстрактное мышление).
В любом случае четверть, учебный год, а затем и школу оканчивать придётся, и для этого нужно получить удовлетворительные оценки по всем предметам.Если с каким-то из них всё-таки не складывается, настройтесь, что нужно просто выполнить программный минимум.
А ещё попробуйте взглянуть на нелюбимый урок с другой стороны: почитайте о научных открытиях в этой области и их пользе, посмотрите фильм по теме, найдите сообщество увлечённых. Нестандартная информация пробуждает интерес.
Вовремя взять паузу
Усталость, стрессы и проблемы со здоровьем ведут к снижению работоспособности. Тогда срочно требуется отдохнуть и восстановить ресурсы.
Лучше не доводить организм до истощения и научиться делать регулярные передышки. Например, вы можете определить отрезок, в течение которого вам удаётся сохранять продуктивность: полчаса, час, полтора. По истечении этого времени устраивайте «перемену» и на несколько минут переключайтесь на что-то постороннее. Хорошо помогает снять напряжение работа по дому. Кроме того, бытовые обязанности повышают самоорганизацию.
Не забывайте заниматься любимыми делами. Нравится читать – найдите хотя бы 20 минут в день и погрузитесь в книгу (не из школьного списка). Встретьтесь с другом, погуляйте с собакой, сходите на танцы и т.д. Главное, чтобы это расслабляло и приносило искреннюю радость.
Поддерживать силы поможет режим сна, сбалансированное питание и физические нагрузки.
Не бывает беспричинной лени
Если не хочется что-либо делать, спросите себя: почему? У нежелания учиться наверняка есть основание. Не понята тема, не хватает навыков решения задач, поссорились с другом, поставили двойку, волнуетесь перед важным событием. Голова занята другими мыслями, и учёба отходит на второй план.
Если не знаете, как разрешить возникшие трудности, поможет хороший разговор по душам. Поговорите с тем, кому доверяете: мамой, папой, другом, учителем. Или психологом Детского телефона доверия по номеру: 8-800-2000-122 (бесплатно и круглосуточно). Главное, чтобы это был человек, который вас точно поймёт и сможет поддержать.
Беседовала Екатерина Артемова