Светить и не гаснуть: синдром эмоционального выгорания у педагогов

16 октября 2019 , 14:58

Учитель часто выкладывается на 200%, ведь он стремится защитить и поддержать своих учеников в нужный момент, дать им максимум знаний. Но вдруг наваливаются жуткая усталость, подавленность, раздражение: от такой нагрузки педагог «выгорает» и уже не способен качественно выполнять свою работу. О том, на какие факторы и симптомы обратить внимание, чтобы не превратиться в Данко, рассказывает психолог АНО ДПО «Институт социальных услуг и инноваций «Вектор» Наталья Емельянова.

 

Двойная опасность

Синдром эмоционального выгорания в принципе характерен для людей профессий типа «Человек – Человек» (по классификации Е. А. Климова). Это та категория людей, у которых в процессе работы активно задействована коммуникация: учителя, психологи, социальные работники и др. Эмоциональное выгорание людей этих специальностей можно рассматривать с двух сторон: с точки зрения ущерба для самого человека и опасности для тех, с кем он работает. И здесь в профессии педагога (впрочем, как и в любой другой, связанной с детьми) есть важный момент: он контактирует с наименее защищённой частью общества. Не все дети и далеко не всегда способны постоять за себя, а уставший, «выгоревший» учитель может невольно им навредить.

 

Основные причины выгорания

На человека любой профессии оказывают влияние несколько сфер. Причины выгорания стоит искать как раз в них.

· Индивидуально-личностные особенности – это наш характер, установки. Сюда же относится физиологический аспект: выносливость, конституция тела, наследственность.

· Социальная среда – это наше окружение, личный и профессиональный круг поддержки. Главные параметры: насколько дружно это сообщество, чувствуем ли мы себя в безопасности, можем ли сказать, что нам плохо, попросить о помощи и получить её.

· Условия труда – то есть режим работы, уровень нагрузки, заработная плата и т.д. Они важны в любой профессии и оказывают большое влияние на процесс. Как раз в данной сфере чаще всего и возникают проблемы: это связано с устройством и кризисами самой системы образования.

· Ценности, миссия педагогов имеют особое значение. Здесь можно выделить личностные смыслы (что я вкладываю в свой труд) и социальные (какую ценность он имеет для общества). Человеку необходимо знать и чувствовать, что его работа важна. Нередко при дефицитах в других сферах человек долгое время держится на работе лишь за счёт ответа на вопрос «зачем?»

 

Для того чтобы предпринять какие-то меры и помочь себе, нужно понять, в какой зоне этих факторов в данный момент есть недостаток ресурсов.

 

От скуки – к истощению

В развитии выгорания условно можно выделить три стадии.

 

На первой наблюдается пониженный эмоциональный фон, скука и апатия, организм начинает подавать сигналы об усталости. Это не относится к каким-то действительно не очень интересным текущим задачам, а приобретает хронический характер.

 

Во время второй фазы человек не справляется и начинает поведенчески демонстрировать напряжение: раздражаться, срываться по пустякам. Учитель, который всегда так любил свою работу, без объективных причин не хочет идти в класс и контактировать с учениками (прямо скажем – они его вдруг просто бесят). Сложность ещё в том, что у педагога часто возникает колоссальное чувство вины: дети ведь вроде ничего не сделали. Это усугубляет ситуацию и создаёт, что называется, порочный круг.

 

Третья стадия возникает, когда выгорание уже невозможно игнорировать. Длительный стресс истощает силы, могут случаться нервные срывы и проявляться психосоматические симптомы.

 

Позаботиться о себе, чтобы заботиться о других

Учителя работают в напряжённом режиме, и у них не всегда есть возможность прислушаться к себе, отрефлексировать своё состояние. Из-за этого первые сигналы выгорания часто остаются незамеченными. Кроме того, педагоги привыкли уделять внимание всем вокруг, кроме самих себя. Бывает, им даже как будто неловко говорить о собственных проблемах и потребностях.

 

Между тем, как и в других социальных профессиях, главный инструмент учителя – его личность. Качество коммуникации с детьми напрямую зависит от эмоционального состояния учителя. Поэтому важно прислушиваться к сигналам, которые подают организм и наша психика.

 

В идеале нужно при первых тревожных симптомах взять паузу и хорошо отдохнуть. Даже если этого окажется недостаточно, хотя бы будет возможность разобраться в проблеме. Если самостоятельно решить её не получается, важно уметь признать это и обратиться за помощью: к близким людям, коллегам, школьному психологу или записаться на частную консультацию. Конечно, легко рекомендовать, но в реальности перед обращением к специалисту будет много этапов внутреннего сопротивления. Первым шагом может стать звонок на горячую линию любого центра психологической поддержки или по детскому телефону доверия: 8-800-2000-122. Его психологи работают не только с детьми, но и с взрослыми, которые находятся с ними в тесном контакте – родителями и учителями.

 

Беседовала Екатерина Артемова


Читайте также
ОТ ПОСАДКИ ДЕРЕВЬЕВ ДО КВЕСТА ОТ МЧС
30 июня, 13:26
7 июня 2024 года в Перми прошла экологическая игра «Тропою здоровья». Игра реализована на средства гранта «Эколето» Управления по экологии и природопользованию администрации города Перми, её организатором стала Ассоциация «Врачи перемен». В рамках этого мероприятия для участников было проведено много интересных мастер-классов и квестов. Одними из самых запоминающихся были посадка деревьев и квест от представителей Главного управления МЧС России по Пермскому краю  и поискового отряда «Регион 59». Подробнее о них мы расскажем в этой статье.
Подробнее
ЭКОПУТЕШЕСТВИЕ: "ТАЙНЫ РЕКИ ГАЙВЫ" ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ ШКОЛЬНИКОВ
28 июня, 10:06
В век информационных технологий, когда дети всё больше времени проводят в виртуальной реальности, важно приобщать их к красоте и богатству реального мира. В этом году экотропа «Тайны реки Гайвы» предложила уникальную возможность для школьников окунуться в мир природы, познакомиться с её красотами и удивительными явлениями, а также развить чувство ответственности за сохранение окружающей среды. Всего мы провели 4 экскурсии для 6 разных групп юных исследователей. Тропу посетили ученики из 3-х школ: МАОУ «СОШ №24», МАОУ «СОШ №37» и МАОУ «СОШ №45».
Подробнее
НЮАНСЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ЛЮДЕЙ С ОВЗ: СЛОЖНОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ВОЗМОЖНОСТИ
27 июня, 17:13
28 мая 2024 года Центром опережающей профессиональной подготовки Пермского края (ЦОПП) был проведён круглый стол на тему «Работа для всех: эффективное сотрудничество для инклюзивного рынка труда». Цель встречи – организовать диалог представителей органов исполнительной власти Пермского края, предприятий и профессиональных образовательных организаций о возможностях создания рабочих мест для граждан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Мероприятие модерировала Оксана Олеговна Дробченко – заместитель директора по развитию АНО ДПО «Центр проектов «Переменим».
Подробнее