Школьная тревожность: откуда появилась и как преодолеть?

30 октября 2019 , 08:19

Гештальт-терапевт Института социальных услуг «ВЕКТОР» Жанна Балабина – о том, как трудно школьнику выживать в современном тревожном мире и как взрослые могут помочь ему с этим справиться.

 

В мире глобальной тревожности

Одна из главных психологических проблем нашего времени – невероятно высокий уровень тревожности. Все события – что в мировом масштабе, что в частной жизни – происходят с большой интенсивностью. Кроме того, нам постоянно приходится перерабатывать огромное количество нефильтрованной и часто негативной информации (взять те же новости из СМИ). Такие условия способствуют повышению уровня тревоги у всех, особенно у детей. Их психика ещё не окрепла, а потому очень уязвима.

 

Что тревожит школьников?

Школа – это место, где уровень тревожности невольно повышается. Причины могут быть разными и зависят от возраста ребёнка. Для первоклассника это новая обстановка, смена деятельности, другой режим дня, возрастающая ответственность. В средней школе напряжение могут создавать трудности в отношениях со сверстниками (которые очень важны для подростков) и попытки разобраться в себе. У старшеклассников тревогу вызывают выбор профиля обучения и экзаменов, необходимость уже сейчас принять решение, кем ты станешь в будущем. Причём в эту «тревожную воронку» ОГЭ и ЕГЭ попадают и родители, которые зачастую своим поведением дополнительно усиливают панику.

 

Чем это опасно?

Казалось бы, мы обсуждаем достаточно узкую тему, однако школьная тревожность отражается на многих сферах жизни учащегося. Она мешает сосредоточиться на уроках, затрудняет общение с одноклассниками, родителями и учителями. Ребёнок в принципе теряет способность получать удовольствие от учебного процесса и посещения школы. Могут также возникать соматические симптомы: головная боль, тошнота и т.д. Если же школьник непрерывно испытывает высокую концентрацию тревоги, рано или поздно это может привести к различным неврозам, депрессивным состояниям и другим расстройствам психики. Кроме того, подавленная тревога часто выливается в агрессию по отношению к себе и другим людям.

 

Стоит отметить, что само по себе состояние тревоги – это неплохо. На самом деле она является нормальной и необходимой функцией нашей психики, которая мобилизует, помогает ориентироваться в ситуации и решать актуальные задачи. Однако длительное пребывание в данном состоянии неминуемо истощает человека.

 

Симптомы школьной тревожности

Тревожность проявляется у ребёнка в постоянном беспокойстве, напряжении, мрачных предчувствиях. Часто она скрывается за маской неуверенности, раздражительности, обидчивости, излишней мечтательности, зависимости. Основными признаками также являются повышенная суетливость, сбивчивая речь, бессмысленные навязчивые движения (привычка грызть ногти, карандаши, теребить волосы или одежду и т. д.), плаксивость. С точки зрения физиологии могут быть такие симптомы: бледность или покраснение лица, дрожь в руках, повышенная потливость, сердцебиение, тошнота.

 

Как помочь?

Педагогам важно помнить об адекватности и единообразии требований, нормированной учебной нагрузке, заботитьсяо психологическом комфорте в классе, внимательно и уважительно относиться к ученикам.

 

Родителям, которые замечают рост тревожности у ребёнка, важно, что называется, «не закручивать гайки» дополнительными требованиями и завышенными ожиданиями, а просто быть рядом, поддерживать и заботиться.

 

Что может предпринять сам ребёнок? В старшем и подростковом возрасте эффективны различные письменные практики: ведение дневника, письмо себе или кому-то и т. д. Бумага и ручка позволяют открыто выразить свои эмоции и проанализировать их. При этом важно фиксировать не только отрицательные ситуации и эмоции, но и моменты радости и успеха.

 

Младшим школьникам помогут арт-терапевтические методы: рисование, лепка, сочинение историй и сказок, где ребёнок – главный герой, который справляется с трудностями. Часто дети сами находят средство снять напряжения. Как ни странно, распространённые в наше время слаймы, лизуны, спиннеры, мягкие игрушки-антистресс приносят ребёнку тактильное удовольствие и помогают успокоиться.

 

И главное – помнить, что если мы хотим позаботиться о близком человеке или о самом себе, всегда есть возможность вместе обсудить трудности и обратиться за поддержкой и помощью, в том числе к специалистам психологических служб.

 

Беседовала Екатерина Артемова


Читайте также
«ПЕРЕМЕНА-ПЕРМЬ»: ИЗ БУМАГИ - В ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
6 марта, 14:27
Нужно ли наше СМИ? Если нужно, то кому? Кто и о чём будет в нём писать? Что востребовано сейчас в сфере школьного медиа и какую функцию должно выполнять школьное СМИ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы организовали заседание экспертного совета* по развитию школьного сетевого СМИ «Школьное СМИ: вчера, сегодня, завтра». Оно прошло 20 декабря 2023 года в «Точке кипения ПГНИУ».
Подробнее
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ?
25 февраля, 19:33
В современном мире дети не представляют свою жизнь без гаджетов и «всемирной паутины». Для них это неотъемлемая часть. Поэтому нужно говорить с детьми о безопасности в интернете, начиная с самого раннего возраста.
Подробнее
В ПЕРМИ ПРОШЛА ЖУРНАЛИСТСКАЯ ИГРА «БИТВА ЮНКОРОВ»
26 декабря 2023 , 14:52
Всегда приятно подводить итоги года: размышлять над достигнутым, строить планы на будущее, говорить слова благодарности всем, кто был поддержкой и опорой. Разумеется, в конце каждого пройденного этапа принято ставить красивую и яркую точку. Для всех участников проекта «Маленькая редакция» такой «точкой» за первое полугодие 2023-2024 учебного года стала любимая многими журналистская игра «Битва юнкоров».
Подробнее