Решение возможно только вместе: рассказываем о буллинге в школьном сообществе

2 апреля 2020 , 13:16

Школьное сообщество (администрация школы, педагоги, дети и родители), о котором мы так много говорим на страницах издания, имеет свои уникальные психологические признаки и по-разному может выстраивать отношения внутри себя.


Вместе с АНО ДПО «Институт социальных услуг «ВЕКТОР» мы ежемесячно пытаемся разобраться в проблеме школьного буллинга, понять кто и что может сделать для решения проблемы травли в школе, как наладить взаимодействие друг с другом администрации школ, учителям, родителям и детям.


Психолог «ВЕКТОРа» Наталья Николаевна Емельянова рассказывает о том, что такое травля в школьном сообществе, и как «ВЕКТОР» может помочь выстроить взаимодействие между участниками образовательного процесса.

 

Взрослые, помните об интересах детей

Когда в школе и дома взрослые транслируют кардинально разные позиции, у детей возникает противоречие, которое может негативно влиять на отношения с учителями или родителями, а порой с одноклассниками и товарищами в школе.

 

Хорошая успеваемость нередко является для взрослых главным критерием благополучной школьной жизни ребенка. Но не стоит забывать, что важнейшая задача школы – социализация детей, приобретение коммуникативных навыков, обучение взаимодействию с другими людьми, поиск своего места в структуре школьной жизни.

 

В итоге на учебу влияет множество факторов – взаимодействие с учителями, одноклассниками, положение в коллективе, наличие/отсутствие друзей. Поэтому говорить ребенку в ситуации травли в классе или сложностях в отношениях с товарищами, педагогами: «Не обращай внимания, главное – учеба!», – неэффективный совет, игнорирующий огромную часть реальности школьника. К травле нужно относиться серьёзно.

 

Работа с травлей – задача всех

Давайте представим школьную ситуацию со средними исходными данными: примерно 1 тысяча учащихся, около 50 учителей, много родителей. Допустим, это школа с примерно 20-30 % детей из семей группы риска, со сложностями в поведении, допустим, есть ещё коррекционные классы, ещё помним об инклюзии. 1-2 психолога (при наилучшем раскладе), социальный педагог. Думаю, вопрос о задачах этих специалистов лучше адресовать им, но предположу, что нагрузка колоссальная, ответственность в случае чего тоже.

 

Мы понимаем, что справиться одному человеку с большим количеством учащихся и педагогов, у каждого из которых так или иначе возникают трудности в формировании отношений друг с другом, просто невозможно. Поэтому одна из главных задач службы (при поддержке администрации школы) – сделать так, чтобы в профилактике буллинга участвовал каждый педагог, каждый родитель. При таком раскладе выигрывают все участники образовательного процесса, а результат от коллективных усилий в общем направлении будет неизмеримо больше.

 

Главное – разговаривать

Если ситуация травли уже возникла, то родителям и педагогам важно начать обсуждать происходящее с классом, детьми, показывать свою готовность помочь справиться, без давления и запугиваний. Это самое важное. Доверительные и уважительные отношения (и дома, и в школе) – лучшая профилактика, так как в таких отношениях дети смогут поделиться страшным, непонятным, попросить и вовремя получить помощь взрослых.

 

Стоит помнить, что травля – это ролевая ситуация. Ребенок может оказаться не только в роли жертвы (когда его травят), но и в роли агрессора (когда он сам травит), и в роли наблюдателя. Система ролей может меняться в зависимости от разных событий, происходящих в классе. Но нахождение в любой из этих ролей чревато негативными последствиями, единичные беседы и «исключение» какого-то одного ребёнка из ситуации не разрешат проблему.

 

Если вы педагог/родитель и чувствуете, что вам сложно начать говорить с детьми без гнева и агрессии о происходящем (взрослым тоже зачастую очень страшно сталкиваться с буллингом у детей), то необходимо найти поддержку коллег, психологической службы в школе или в городе, можно позвонить на детский телефон доверия. Нельзя оставаться с этим одному – ни ребёнку, ни взрослому. Травля – именно та ситуация, которая должна решаться сообща. Так же, как и создание таких отношений, в которых есть место дружбе, взаимоподдержке и признанию каждого.

 

Польза для всех школ Пермского края

АНО ДПО «Институт социальных услуг «ВЕКТОР» сотрудничает с многими пермскими школами. В рамках ежегодной субсидии Министерства образования и науки Пермского края берёт на сопровождение школы, мотивированные на внедрение антибуллинговых технологий и создание поддерживающей среды в образовательной организации.

 

К ним можно обращаться со следующими запросами:

- обучение педагогического коллектива навыкам выявления и противодействий травле в школе;

- помощь в формировании школьной антибуллинговой команды;

-методическая и супервизовская поддержка по вопросам, связанным с конфликтами и травлей в школьной среде;

- помощь в планировании профилактических мероприятий, направленных на вовлечение детей и родителей в борьбу против травли;

- помощь родителям и детям, которые вовлечены в ситуацию травли.

 

АНО ДПО «Институт социальных услуг «ВЕКТОР» при поддержке Фонда президентских грантов реализует партнерский межрегиональный проект «Конструктор социальных практик НКО-2: Объединение ресурсов сообщества для разработки и внедрения Комплексной межсекторной модели противодействия школьному буллингу (травле)».

 

На канале YouTube  в открытом доступе размещены видеоролики о профилактике буллинга и о создании поддерживающей среды в образовательном учреждении.

 

Буллинг существовал всегда, но сегодня ему можно противостоять, если объединить усилия. Важно помнить о ресурсах сторонней помощи, к которым может обратиться школа, родители. Сегодня многие некоммерческие организации вместе со школой ищут возможные пути решения, разрабатывают меры профилактики, организуют поддерживающие мероприятия, занимаются профилактикой деструктивных явлений в отношениях школьников.

Только вместе возможно предотвратить буллинг.

 

Елена Никулина


Читайте также
ОТ ПОСАДКИ ДЕРЕВЬЕВ ДО КВЕСТА ОТ МЧС
30 июня, 13:26
7 июня 2024 года в Перми прошла экологическая игра «Тропою здоровья». Игра реализована на средства гранта «Эколето» Управления по экологии и природопользованию администрации города Перми, её организатором стала Ассоциация «Врачи перемен». В рамках этого мероприятия для участников было проведено много интересных мастер-классов и квестов. Одними из самых запоминающихся были посадка деревьев и квест от представителей Главного управления МЧС России по Пермскому краю  и поискового отряда «Регион 59». Подробнее о них мы расскажем в этой статье.
Подробнее
ЭКОПУТЕШЕСТВИЕ: "ТАЙНЫ РЕКИ ГАЙВЫ" ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ ШКОЛЬНИКОВ
28 июня, 10:06
В век информационных технологий, когда дети всё больше времени проводят в виртуальной реальности, важно приобщать их к красоте и богатству реального мира. В этом году экотропа «Тайны реки Гайвы» предложила уникальную возможность для школьников окунуться в мир природы, познакомиться с её красотами и удивительными явлениями, а также развить чувство ответственности за сохранение окружающей среды. Всего мы провели 4 экскурсии для 6 разных групп юных исследователей. Тропу посетили ученики из 3-х школ: МАОУ «СОШ №24», МАОУ «СОШ №37» и МАОУ «СОШ №45».
Подробнее
НЮАНСЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ЛЮДЕЙ С ОВЗ: СЛОЖНОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ВОЗМОЖНОСТИ
27 июня, 17:13
28 мая 2024 года Центром опережающей профессиональной подготовки Пермского края (ЦОПП) был проведён круглый стол на тему «Работа для всех: эффективное сотрудничество для инклюзивного рынка труда». Цель встречи – организовать диалог представителей органов исполнительной власти Пермского края, предприятий и профессиональных образовательных организаций о возможностях создания рабочих мест для граждан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Мероприятие модерировала Оксана Олеговна Дробченко – заместитель директора по развитию АНО ДПО «Центр проектов «Переменим».
Подробнее