Решение возможно только вместе: рассказываем о буллинге в школьном сообществе
Школьное сообщество (администрация школы, педагоги, дети и родители), о котором мы так много говорим на страницах издания, имеет свои уникальные психологические признаки и по-разному может выстраивать отношения внутри себя.
Вместе с АНО ДПО «Институт социальных услуг «ВЕКТОР» мы ежемесячно пытаемся разобраться в проблеме школьного буллинга, понять кто и что может сделать для решения проблемы травли в школе, как наладить взаимодействие друг с другом администрации школ, учителям, родителям и детям.
Психолог «ВЕКТОРа» Наталья Николаевна Емельянова рассказывает о том, что такое травля в школьном сообществе, и как «ВЕКТОР» может помочь выстроить взаимодействие между участниками образовательного процесса.
Взрослые, помните об интересах детей
Когда в школе и дома взрослые транслируют кардинально разные позиции, у детей возникает противоречие, которое может негативно влиять на отношения с учителями или родителями, а порой с одноклассниками и товарищами в школе.
Хорошая успеваемость нередко является для взрослых главным критерием благополучной школьной жизни ребенка. Но не стоит забывать, что важнейшая задача школы – социализация детей, приобретение коммуникативных навыков, обучение взаимодействию с другими людьми, поиск своего места в структуре школьной жизни.
В итоге на учебу влияет множество факторов – взаимодействие с учителями, одноклассниками, положение в коллективе, наличие/отсутствие друзей. Поэтому говорить ребенку в ситуации травли в классе или сложностях в отношениях с товарищами, педагогами: «Не обращай внимания, главное – учеба!», – неэффективный совет, игнорирующий огромную часть реальности школьника. К травле нужно относиться серьёзно.
Работа с травлей – задача всех
Давайте представим школьную ситуацию со средними исходными данными: примерно 1 тысяча учащихся, около 50 учителей, много родителей. Допустим, это школа с примерно 20-30 % детей из семей группы риска, со сложностями в поведении, допустим, есть ещё коррекционные классы, ещё помним об инклюзии. 1-2 психолога (при наилучшем раскладе), социальный педагог. Думаю, вопрос о задачах этих специалистов лучше адресовать им, но предположу, что нагрузка колоссальная, ответственность в случае чего тоже.
Мы понимаем, что справиться одному человеку с большим количеством учащихся и педагогов, у каждого из которых так или иначе возникают трудности в формировании отношений друг с другом, просто невозможно. Поэтому одна из главных задач службы (при поддержке администрации школы) – сделать так, чтобы в профилактике буллинга участвовал каждый педагог, каждый родитель. При таком раскладе выигрывают все участники образовательного процесса, а результат от коллективных усилий в общем направлении будет неизмеримо больше.
Главное – разговаривать
Если ситуация травли уже возникла, то родителям и педагогам важно начать обсуждать происходящее с классом, детьми, показывать свою готовность помочь справиться, без давления и запугиваний. Это самое важное. Доверительные и уважительные отношения (и дома, и в школе) – лучшая профилактика, так как в таких отношениях дети смогут поделиться страшным, непонятным, попросить и вовремя получить помощь взрослых.
Стоит помнить, что травля – это ролевая ситуация. Ребенок может оказаться не только в роли жертвы (когда его травят), но и в роли агрессора (когда он сам травит), и в роли наблюдателя. Система ролей может меняться в зависимости от разных событий, происходящих в классе. Но нахождение в любой из этих ролей чревато негативными последствиями, единичные беседы и «исключение» какого-то одного ребёнка из ситуации не разрешат проблему.
Если вы педагог/родитель и чувствуете, что вам сложно начать говорить с детьми без гнева и агрессии о происходящем (взрослым тоже зачастую очень страшно сталкиваться с буллингом у детей), то необходимо найти поддержку коллег, психологической службы в школе или в городе, можно позвонить на детский телефон доверия. Нельзя оставаться с этим одному – ни ребёнку, ни взрослому. Травля – именно та ситуация, которая должна решаться сообща. Так же, как и создание таких отношений, в которых есть место дружбе, взаимоподдержке и признанию каждого.
Польза для всех школ Пермского края
АНО ДПО «Институт социальных услуг «ВЕКТОР» сотрудничает с многими пермскими школами. В рамках ежегодной субсидии Министерства образования и науки Пермского края берёт на сопровождение школы, мотивированные на внедрение антибуллинговых технологий и создание поддерживающей среды в образовательной организации.
К ним можно обращаться со следующими запросами:
- обучение педагогического коллектива навыкам выявления и противодействий травле в школе;
- помощь в формировании школьной антибуллинговой команды;
-методическая и супервизовская поддержка по вопросам, связанным с конфликтами и травлей в школьной среде;
- помощь в планировании профилактических мероприятий, направленных на вовлечение детей и родителей в борьбу против травли;
- помощь родителям и детям, которые вовлечены в ситуацию травли.
АНО ДПО «Институт социальных услуг «ВЕКТОР» при поддержке Фонда президентских грантов реализует партнерский межрегиональный проект «Конструктор социальных практик НКО-2: Объединение ресурсов сообщества для разработки и внедрения Комплексной межсекторной модели противодействия школьному буллингу (травле)».
На канале YouTube в открытом доступе размещены видеоролики о профилактике буллинга и о создании поддерживающей среды в образовательном учреждении.
Буллинг существовал всегда, но сегодня ему можно противостоять, если объединить усилия. Важно помнить о ресурсах сторонней помощи, к которым может обратиться школа, родители. Сегодня многие некоммерческие организации вместе со школой ищут возможные пути решения, разрабатывают меры профилактики, организуют поддерживающие мероприятия, занимаются профилактикой деструктивных явлений в отношениях школьников.
Только вместе возможно предотвратить буллинг.
Елена Никулина