Пятёрка как смысл жизни: «синдром отличника» в школе и за её пределами

13 ноября 2019 , 05:07

«Синдром отличника» – так мы называем изнурительное стремление человека сделать любое задание идеально и получить таким образом одобрение окружающих. О том, что ещё скрывается за этим распространённым в быту «диагнозом» и какие у него последствия, мы поговорили с психологом Института социальных услуг и инноваций «ВЕКТОР» Надеждой Мущинкиной.

 

Бегущий за всеми зайцами сразу

Главный симптом «синдрома отличника» у школьника – желание успевать по всем предметам, и не просто успевать, а выполнять каждое задание максимально хорошо. Что же в этом плохого, спросите вы? То, что учёба становится сверхценностью и на плечах человека оказывается непосильная нагрузка. Свободного времени практически нет, силы и энергия тратятся на то, чтобы развиваться во всех сферах сразу. Да и можно ли назвать это настоящим развитием? Скорее – механическим освоением знаний.

 

Почему пять с минусом превращается в катастрофу

Первые признаки «синдрома отличника» можно заметить в дошкольном возрасте или начальной школе. К его возникновению могут привести следующие факторы:

 

1. Установка «хорошая учёба – главный приоритет в жизни». Близкие люди могут вербально или невербально транслировать, что только хорошие оценки обеспечат счастье и успех в будущем. Например, через собственное отношение к этому или пресловутые высказывания вроде «не будешь учиться – станешь дворником».

 

2. Отличные оценки – компенсация проблем в других сферах. К примеру, у школьника возникают сложности в отношениях со сверстниками, и он пытается заполнить этот пробел успехами в учёбе, доказать таким образом свою значимость.

 

3. Неправильное восприятие критики и неумение проводить работу над ошибками. Любое конструктивное замечание расценивается учеником как нападки и придирки. Хочется сразу выполнить работу идеально, чтобы не быть пристыжённым.

 

4. Недостаток внимания со стороны взрослых. Ребёнок остаётся незамеченным или часто ощущает недовольство со стороны своей семьи, зато как только приносит хорошую отметку – получает похвалу. Тогда он начинает использовать положительные оценки как способ «заслужить» любовь.

 

5. Наказания за отметки – как физические, так и различных видов психологическое давление и манипуляции (они менее заметны, но не менее опасны).

 

Взрослые «отличники»

«Синдром отличника» даёт о себе знать и после окончания школы. Из очень обязательных учеников вырастают дисциплинированные сотрудники, которые качественно выполняют поставленные задачи и соблюдают все дедлайны. Это плюс, однако самому человеку часто приходится трудно.

 

Например, в рабочей среде «отличник» может считать, что для карьерного роста необходимо пройти долгий и сложный путь. Он знаком только с такой схемой и не умеет подойти к решению вопроса креативно, из-за чего может в чём-то отставать от своих коллег.

 

В личной сфере тоже всё непросто – реальные отношения часто страдают в погоне за совершенством. Так «отличница» в семейной жизни старается быть идеальной хозяйкой. Она может уделять слишком много внимания решению бытовых вопросов, но забывать о самом важном – домочадцах.

 

Нужно ли менять себя?

У каждого – свои особенности, и во что бы то ни стало избавляться от какой-то из них (в том числе, если это «синдром отличника») точно не стоит. Когда мы строим отношения с другим человеком, то «ищем к нему подход». Вот и к себе нужно его отыскать.

 

Если вы уже зрелый человек или ученик старшей школы, то можете осознанно помочь себе. Попытайтесь ставить конкретные цели и выделять приоритетные задачи на данный момент. Разрешите себе хоть в чём-то ошибаться. Это трудно, но выполнимо. Например, начните занимать чем-то совершенно новым для вас, где маленькие оплошности точно неизбежны –когда вы это увидите, легче будет пересмотреть и свое отношение к привычному.

 

Ребёнку здесь, конечно, потребуется помощь. Объясните, что не всё в жизни зависит от оценок, и в небольших промахах нет ничего страшного. Да и в больших тоже. Главное – научиться делать выводы. Можно проиллюстрировать это примером персонажа сказки или фильма, который ошибается, но это дает ему возможность для развития.

 

Вообще разговор является отправной точкой в решении любой проблемы, сколько бы лет вам ни было. Собеседником может быть как близкий человек, так и профессиональный психолог. Кроме того, вы можете в любое время получить поддержку специалиста, позвонив на Детский телефон доверия – 8-800-2000-122.

 

Беседовала Екатерина Артемова


Читайте также
ОТ ПОСАДКИ ДЕРЕВЬЕВ ДО КВЕСТА ОТ МЧС
30 июня, 13:26
7 июня 2024 года в Перми прошла экологическая игра «Тропою здоровья». Игра реализована на средства гранта «Эколето» Управления по экологии и природопользованию администрации города Перми, её организатором стала Ассоциация «Врачи перемен». В рамках этого мероприятия для участников было проведено много интересных мастер-классов и квестов. Одними из самых запоминающихся были посадка деревьев и квест от представителей Главного управления МЧС России по Пермскому краю  и поискового отряда «Регион 59». Подробнее о них мы расскажем в этой статье.
Подробнее
ЭКОПУТЕШЕСТВИЕ: "ТАЙНЫ РЕКИ ГАЙВЫ" ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ ШКОЛЬНИКОВ
28 июня, 10:06
В век информационных технологий, когда дети всё больше времени проводят в виртуальной реальности, важно приобщать их к красоте и богатству реального мира. В этом году экотропа «Тайны реки Гайвы» предложила уникальную возможность для школьников окунуться в мир природы, познакомиться с её красотами и удивительными явлениями, а также развить чувство ответственности за сохранение окружающей среды. Всего мы провели 4 экскурсии для 6 разных групп юных исследователей. Тропу посетили ученики из 3-х школ: МАОУ «СОШ №24», МАОУ «СОШ №37» и МАОУ «СОШ №45».
Подробнее
НЮАНСЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ЛЮДЕЙ С ОВЗ: СЛОЖНОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ВОЗМОЖНОСТИ
27 июня, 17:13
28 мая 2024 года Центром опережающей профессиональной подготовки Пермского края (ЦОПП) был проведён круглый стол на тему «Работа для всех: эффективное сотрудничество для инклюзивного рынка труда». Цель встречи – организовать диалог представителей органов исполнительной власти Пермского края, предприятий и профессиональных образовательных организаций о возможностях создания рабочих мест для граждан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Мероприятие модерировала Оксана Олеговна Дробченко – заместитель директора по развитию АНО ДПО «Центр проектов «Переменим».
Подробнее