БУЛЛИНГ: ТЕРПЕТЬ НЕЛЬЗЯ ИСПРАВИТЬ

20 октября 2020 , 08:15

На дискуссионной площадке Координационного совета 23 сентября 2020 года состоялась Всероссийская онлайн-конференция на тему «Проблема буллинга в школьном сообществе». Спикером конференции выступила Галина Владимировна Романовская, детский психолог, программный директор антибуллингового проекта «Конструктор социальных практик НКО-2», объединившего некоммерческие организации и школы в 15 регионах России с методическим центром в Институте социальных услуг «ВЕКТОР» (Пермь).

 

В конференции участвовали юнкоры, педагоги и родители, а спикер отметила: «Тема буллинга, которой мы занимаемся, – остросоциальная. Она касается всех: и детей, и педагогов, и родителей. Мы сможем построить поддерживающую среду, только если все объединимся. Мы должны уметь о нём говорить: только так мы сможем сократить количество буллинга в образовательных учреждениях, выйти из этого замкнутого круга».

 

Школьный буллинг – травля, издевательство. Мы привыкли думать, что это физическое насилие, но это не так. В первую очередь это насилие психологическое. «Мы часто не замечаем буллинг, называя это явление невоспитанностью. На самом деле это идёт отовсюду: из школы, из детского сообщества. Буллинг – это чаще вербальное, словесное насилие, грубые оскорбления, игнорирование, бойкот, пренебрежение, насмешки», – отмечает Галина Владимировна. Если кому-то поставили подножку, а потом все посмеялись, – это тоже буллинг. Что чувствует ребёнок, который подвергается буллингу? Стыд, страх, обиду, унижение, оскорбление и злость.

 

Школьники, принимавшие участие в конференции, смогли задать свои интересующие вопросы. Публикуем ответы на них.

 

 Что побудило Вас заниматься темой буллинга?

 

– Мне не хватало уверенности в себе, и я начала с тренингов уверенного поведения. Это очень сложно – различить уверенное, агрессивное и неуверенное поведение. Я стала заниматься буллингом, потому что почувствовала, что в обществе появилась необходимость в комфортном нахождении в школе и в школьном обществе. Эта тема «склеивает» не только наши семейные отношения, но и отношения внутри школы между педагогами и учениками.

 

 Как выяснить, подвержен ли ребёнок буллингу? Какие признаки буллинга могут заметить родители?

 

– В старших классах обычно ребёнка не просто «буллят», издеваются над ним и травят его, а ещё и запугивают. Ему говорят, что если он пожалуется родителям, то будет ещё хуже, берут его на слабо. Иногда родители совершают большую ошибку, говоря своему ребёнку: трудности смогут тебя закалить, сделают из тебя человека, потом будешь держать удар. Но буллинг – это безумие и дикость, это жестоко и похоже на бои без правил. Если Вы как родитель чувствуете, что ребёнок стал тревожным, если раньше он делился с вами всем, а теперь замолчал (хотя это бывает и по другим причинам) и стал мрачным, то это звоночек: что-то произошло. Обычно у пап лучше получается разговорить детей. Явный признак того, что в школе всё совсем плохо, – когда ребёнок смотрит на вас с надеждой в ответ на ваше предложение о переходе в другую школу.

 

– Настолько больше буллинга сейчас, чем, скажем, 20 лет назад?

 

– Сложно сказать, ведь раньше было принято молчать о буллинге. Сейчас в связи с тем, что это становится темой для обсуждения, его стало больше. Отличие состоит в том, что в 90-е годы одной из самых больших проблем были межнациональные отношения (распадался СССР). Существует буллинг между бедными и богатыми, мужественными и немужественными. Мне нравится, что сейчас идёт активная поддержка инклюзивного обучения. Кстати, в регионах проблема буллинга не так актуальна, как в Москве.

 

– Что делать, если я столкнулся с буллингом? Что делать, когда травят кого-то другого на твоих глазах?

 

– Не оставайся один, если тебя травят. Когда против тебя ополчилось много людей, обратись к друзьям. Если друг настоящий, он тебе скажет: «Да не бери в голову, это они дураки – ты лучший!» И это уже поможет. Со своими друзьями ты сможешь сказать тем, кто травит: «Это неправильно и не смешно, перестаньте!» Надо им несколько раз сказать: «То, что вы делаете, – травля! Вы меня травите». Они, возможно, отстанут. Если твоих усилий и усилий твоих друзей не хватает, обращайся ко взрослым. К сожалению, не все взрослые воспринимают это всерьёз, не все из них понимают, какую травму может нанести буллинг. Если ни педагоги, ни родители не понимают твою проблему, не слушают тебя, звони на телефон доверия: 8–800–3–000–122. Там работают специалисты, которые смогут помочь, посоветуют и подскажут, что делать. А если травят друга, заступайся: вас уже будет двое, сможете отразить удар. Самое главное – травлю нельзя терпеть!

 

– Кто виноват в том, что происходит травля? Агрессор или жертва?

 

– Да, случаются ситуации, когда, казалось бы, виноват тот, кого травят: вот он как-то неправильно среагировал или поступил. Да, мы все разные, но ко всем людям следует одинаково хорошо относиться вне зависимости от ситуации: мы не должны заслуживать такое отношение специально.

 

Галина Владимировна также отметила отдельный вид буллинга, с которым сталкиваются дети с особенностями здоровья. В 2016 году государство сообщило, что теперь эти дети могут учиться вместе с детьми без особенностей, живущими по соседству. Казалось бы, такая мелочь, но для некоторых детей это счастье!

 

Это значит, что в каждом классе должно быть 3–4 таких ребёнка. «Где они? А они дома сидят!» – отвечает Галина Владимировна. Но они очень хотят заниматься обычными делами: ходить в магазин, в школу и т.д. От социализации, от обычного общения в школе сильно зависит то, каким ребёнок с ограниченными возможностями здоровья будет в молодости и во взрослом возрасте. Интересно, что сейчас меняют термин «дети с ограниченными возможностями» на «дети с особенными образовательными потребностями».

 

– Как предотвратить травлю?

 

– Нужно рассказывать о буллинге! Мы уже проводим отдельные консультации. Надо учиться его выявлять, тренироваться говорить о травле. Следует спрашивать на конкретном примере: а то, что сейчас произошло, может считаться травлей? Вот девочка очень стесняется читать при всех в классе: она заикается, а весь класс смеётся. Это буллинг? Конечно!

 

Травля – явление, которое скрывается от взрослых. Нужно работать с причиной. Необходимо вместе строить безопасное государство, соблюдать и защищать права, уважать личные границы каждого человека. Это так же важно и нужно в жизни, как любить, иметь хороших друзей и прекрасную семью.

 

Марина Таскаева


Читайте также
«ПЕРЕМЕНА-ПЕРМЬ»: ИЗ БУМАГИ - В ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
6 марта, 14:27
Нужно ли наше СМИ? Если нужно, то кому? Кто и о чём будет в нём писать? Что востребовано сейчас в сфере школьного медиа и какую функцию должно выполнять школьное СМИ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы организовали заседание экспертного совета* по развитию школьного сетевого СМИ «Школьное СМИ: вчера, сегодня, завтра». Оно прошло 20 декабря 2023 года в «Точке кипения ПГНИУ».
Подробнее
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ?
25 февраля, 19:33
В современном мире дети не представляют свою жизнь без гаджетов и «всемирной паутины». Для них это неотъемлемая часть. Поэтому нужно говорить с детьми о безопасности в интернете, начиная с самого раннего возраста.
Подробнее
В ПЕРМИ ПРОШЛА ЖУРНАЛИСТСКАЯ ИГРА «БИТВА ЮНКОРОВ»
26 декабря 2023 , 14:52
Всегда приятно подводить итоги года: размышлять над достигнутым, строить планы на будущее, говорить слова благодарности всем, кто был поддержкой и опорой. Разумеется, в конце каждого пройденного этапа принято ставить красивую и яркую точку. Для всех участников проекта «Маленькая редакция» такой «точкой» за первое полугодие 2023-2024 учебного года стала любимая многими журналистская игра «Битва юнкоров».
Подробнее