БУЛЛИНГ— СПОСОБ СОМНИТЕЛЬНОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ ИЛИ ЗАКАЛКА ХАРАКТЕРА?

24 июня 2021 , 16:09

Россия занимает первое место в мире по числу подростковых суицидов. На этот шаг может подтолкнуть потеря сил в борьбе с издевательствами и насмешками окружающих. В настоящее время данное явление принято называть буллингом. Bulling (англ.) — травля, агрессивное преследование одного из членов коллектива.

  

16 июня в «Институте социальных услуг “ВЕКТОР”» прошла конференция, посвященная теме буллинга. Участниками встречи были ребята из разных школ города и преподаватели. Мероприятие провела главный редактор газеты «Перемена-Пермь» Наталья Ханова. Первым правилом было отсутствие цензуры. Каждый из ребят мог высказывать свою точку зрения, не боясь реакции других участников, включая взрослых. «Мы не в школе, оценки за это вам никто ставить не будет, — объяснила Наталья Александровна. — Хотелось бы, чтобы у нас получился дружеский диалог для того, чтобы увидеть проблему травли вашим взглядом». Конечно, большинство ребят сошлись во мнении, что буллинг — это агрессивное, нездоровое и противоречащее человеческим правам явление.

  

Ангелина: Буллинг — одна из важнейших проблем современного общества. Думаю, чаще всего это происходит по причине закомплексованности инициатора, его личных проблем или личной неприязни к жертве. Обидчик выбирает жертву и решает самоутвердиться за счёт этого человека.

  

Артур: Отношусь к буллингу крайне негативно. Каждый, кто был на месте обидчика, обязательно должен понести соответствующее наказание.

  

Даша: Я сталкивалась с травлей в социальных сетях. После этого я поняла, что никогда не стану инициатором буллинга, потому что, когда мне писали нелестные вещи в интернете, я чувствовала себя беспомощно и подавлено.

  

А вот преподаватель технологии Ирина Петровна с травлей сталкивалась только в кино: «Помню, нам показывали фильм “Чучело”, чтобы познакомить с таким явлением как травля. У нас был очень дружный коллектив в школе, поэтому сама я не проходила через эту проблему».

 

Плюсы буллинга

Некоторые из ребят были убеждены, что это явление не всегда несёт в себе только отрицательные последствия. Травля — естественный отбор, и она имеет какую-то цель.

  

Руслан: Я сталкивался со скоротечными периодами травли по отношению к себе. С одной стороны, она уничтожает тебя морально, а с другой — учит тщательнее разбираться в людях и выбирать по-настоящему преданных друзей.

  

Дима: Всегда относился к буллингу нейтрально. Иногда он может показать твои недостатки и заставить избавиться от них.

  

Данил: Буллинг — это неотъемлемая часть воспитания индивидуума. Я был вовлечён в это явление в качестве жертвы и не жалею об этом. Травля закаляет человека.

  

Работа над последствиями

Почти всем присутствующим пришлось когда-то столкнуться с травлей в качестве разных ролей: жертвы, преследователя и свидетеля. На вопрос, каким образом им удалось справиться с этим, все ответили по-разному. Кто-то видел лучшим решением игнорировать обидчиков, кто-то отвечал грубостью на грубость, кто-то менял свои взгляды на ситуацию и переставал участвовать в коллективной травле, а кто-то убегал от проблемы.

  

Нередко буллинг приводит человека к непоправимым последствиям. Именно поэтому ребята обсудили вопрос, касающийся суицида. Некоторые сказали, что самоубийство — удел слабых духом людей, а кто-то утверждал, что даже сильного человека можно довести до состояния отчаяния. В одном были солидарны все: суицид — это такая же острая проблема современности, как и буллинг, и они взаимосвязаны.

  

После того как каждый участник беседы поделился своими историями из жизни, были озвучены предложения, как его искоренить. Сделать буллинг «немодным», провести специальные тематические лекции и круглые столы, беседы с психологами, демонстрировать мультипликационные фильмы. Всё это может помочь современному обществу если не избавиться от явления травли полностью, то хотя бы свести его к минимуму.

  

Вектор решений

«Институт социальных услуг “ВЕКТОР”» занимается проблемой буллинга уже несколько лет. Эта конференция, как и многие другие, прошла в рамках проекта «Конструктор социальных практик НКО-2» при поддержке Фонда президентских грантов. Миссией проекта является включение муниципальных учреждений регионов в решение актуальной для современного общества проблем буллинга. Проект направлен преимущественно на партнёрские отношения с образовательными учреждениями в защите прав детей.

  

Естественно, проблема буллинга полностью не исчезнет благодаря подобным проектам. Но ведь наша задача — обратить внимание общественности, дать понять, что такая проблема существует и не нужно её бояться, нужно говорить о ней и совместными усилиями сводить к минимуму. Так, более полутора тысяч детей уже получили комплексную психологическую помощь и ознакомились с профилактикой школьной травли, около 30 000 родителей, детей и педагогов получили информацию об оперативной помощи в ситуациях буллинга и уже в 15 регионов внедрена Комплексная модель противодействия травле.

  

В перспективах у «Вектора» — активное вовлечение родителей в антибуллинговую деятельность, поддержка педагогов и детей, закрепление проблемы травли на законодательном уровне, а также новый проект «Конструктор-4»:

  

— Всем взрослым необходимо объединиться, чтобы сделать школьную среду наиболее безопасной, — признаётся PR-директор «Вектора» Мария Черемных. — Мы стараемся как можно чаще и больше вовлекать родителей в подобные мероприятия. И родители, и учителя, к сожалению, не всегда идут нам навстречу, потому что считают такие проекты дополнительной нагрузкой.

  

Дорогие ребята! Самое важное в буллинге — не молчать о проблеме. Привлекайте стороннюю помощь, если в этом есть необходимость. Это могут быть родители, педагоги, психологи. Если вы подвергаетесь моральному насилию со стороны окружающих и вам не к кому обратиться, позвоните на круглосуточный телефон доверия: 8-800-2000-122.


Читайте также
Двойное внимание каждому – обеспечено!
Вчера, 14:16
При слове «школа» большинство из нас представит одинаковую картинку: классы с партами в три ряда и школьная доска, привычные предметы, уроки в две смены по сорок пять минут и шумные переменки. А между тем, существуют множество школ, устроенных иначе! Одна из них есть на карте нашего города – на Слудской горке. Это средняя школа № 32 имени Г.А. Сборщикова. Что в ней такого особенного и чем живёт школа сегодня, мы спросили у её директора – Александра Марковича Гликсона.
Подробнее
Школьники удивили своими проектами экспертов конкурса «Гении Прикамья»
7 ноября, 13:23
В Перми 7 ноября открылась профориентационная выставка «Образование и карьера». Она продлится 4 дня на выставочной площадке «Пермь Экспо». В мероприятии принимают участие более 100 школ, вузов, техникумов, ведущие промышленные предприятия Пермского края, организации, осуществляющих деятельность в сфере образования.
Подробнее
12
1 ноября, 10:36
Подробнее