БУЛЛИНГ: ПРИЗНАТЬ, ВЫЯВИТЬ, ОСТАНОВИТЬ

30 июня 2021 , 12:57

Два года редакция «Перемены-Пермь» выступает информационным партнёром проекта «Конструктор социальных практик НКО-2. Объединение ресурсов сообщества для разработки и внедрения Комплексной межсекторной модели противодействия школьному буллингу(травле)» с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. На сайте газеты можно ознакомиться с материалами, подготовленными совместно со специалистами Института социальных услуг «ВЕКТОР». Проект реализуется в 15 регионах России с участием 22 организаций и 30 школ. Главная цель проекта – внедрение инструментов по борьбе с буллингом в практику специалистов, окружающих ребёнка.

  

«Многие педагоги говорят: «Вы же профессионалы, приходите к нам и поработайте с нашими детьми, – рассказывает Вера Кожарская, генеральный директор АНО ДПО «Институт социальных услуг и инноваций «ВЕКТОР». – А мы считаем, что школа должна признать проблему, научиться видеть и останавливать буллинг в повседневной практике. С этой целью мы с партнёрами разработали и апробировали в 15 регионах России модель противодействия школьной травле. Мы описали её технологические блоки, создали инструментарий и обучили более 300 педагогов и администраторов школ. Сейчас мы видим, что школы по-разному “присваивают” наши разработки. Чтобы противостоять буллингу, надо многое поменять в ценностях и правилах школьной жизни. Это требует длительной и целенаправленной работы. Буллинг невозможно искоренить. Это часть социальной природы ребенка и детской группы. Буллинг можно признать; его можно выявлять, контролировать, предотвращать и создавать в среду, в которой он не проявляется».

  

Два года антибуллинговой работы «ВЕКТОРа» и межрегиональной команды специалистов невозможно уместить в одну статью. Потребуется несколько месяцев, чтобы систематизировать опыт и оформить основные достижения. В июне «ВЕКТОР» организовал конференцию, в которой специалисты обменивались опытом, полученным в ходе реализации проекта, делились мнениями. В рамках этой конференции работали очень разные площадки. На одной специалисты представляли свой опыт в виде мастер-классов. Площадка называлась «Бери и делай». Еще одна площадка конференции объединила исследователей, тех, кто описывает тематические блоки, позволяющие систематизировать антибуллинговую деятельность специалистов. А в рамках линейки «Медиаграмотность» команда «Перемены-Пермь» организовала дискуссию для юных журналистов.

  

Один из факторов, мешающих борьбе с буллингом, – отсутствие информации. Даже в век информационного общества все мы испытываем дефицит нужной и полезной информации. И в этом вы легко убедились бы лично, если бы присутствовали на медиадискуссии «Буллить – это нормально?». Целью мероприятия было сделать срез мнений в детском сообществе о буллинге. На дискуссию пришло 17 ребят из двух пермских школ. Пришли с учителями: филологом и преподавателем технологии. Простой вопрос был брошен в аудиторию: «А травля – это хорошо или плохо?» Оказалось, что 13 детей не считают травлю травлей. Это вовсе не трагедия для них, в основном это способ выживать, самоутверждаться и закалить дух. Особенно, по мнению детей, дух закаляется в процессе травли у жертвы. И только четверо школьников из 17 робко ответили, что травля – «это плохо». Один мальчишка сказал, что его травили в 6-м классе. Как решил проблему? Перешёл в другую школу. Одна девчонка сказала, что имела преследования в социальной сети. Ей было так тяжело, что не могла вставать с кровати, ходить в школу, всё время плакала и стыдилась попросить помощи. «Со мной же что-то не так, я какая-то неправильная, плохая, вот меня и травили, но я так не сделаю никогда», – извиняясь, сказала голубоглазая, хрупкая девочка. «А вот я недавно на почту пришёл. Там такая очередь была. Жесть! Я старуху отодвинул, наорал на тётку с ребенком и быстро получил посылку. А что? Мне там стоять, что ли, полдня? Кто сильнее, тот и получает своё», - сказал другой мальчик. Диалог был доверительным. В течение часа взрослые видели, как детская мысль оформляется в предубеждение о том, что буллинг – своего рода школа выживания. Кстати, дети – участники дискуссии, как раз обучаются в школах, где антибуллинговая программа пока не запущена. Поэтому так важно в каждой школе запустить такую программу, а юным журналистам надо доносить, что травля – недопустимое явление в человеческом сообществе, что жертве нужно помогать, агрессора тормозить, свидетелям не быть безучастными. Дети, вовлеченные в проект «Конструктор социальных практик НКО-2», прекрасно это понимают и несут соответствующую информацию при создании школьных газет, ведении школьных интернет-ресурсов. Дискуссия показала, что впереди много работы по информированию наших коллег, созданию условий для осмысления сущности буллинга как явления.

  

Пока дети делились мнениями, рассуждали и взрослые. 16 июня 2021 года состоялась дискуссия с участием специалистов, руководителей и сотрудников образовательных организаций, министерств и ведомств. Дискуссию блестяще модерировал Сергей Большаков, директор школы № 64 г. Перми, председатель Совета отцов при уполномоченном по правам ребёнка в Пермском крае. Звучали вопросы: что можно сделать для улучшения эффективности антибуллинговой профилактики? что мешает школе, специалистам ведомств открыто говорить о проблеме травли? как действовать в условиях отсутствия правовых инструментов для антибуллингового просвещения? Особенно остро стоял вопрос о том, что может сделать каждое ведомство, чтобы обеспечить эффективную профилактическую работу по противодействию школьной травле. Выявили, что основной из проблем, затрудняющих внедрение антибуллингового инструментария в практику, является то, что ребёнок как субъект защиты окружён многочисленными службами. Каждая имеет свой алгоритм работы с этой проблемой. Есть и устойчивые мифы вокруг некоторых организаций, которые мешают семьям обращаться за помощью. Например, специалисты комиссии по делам несовершеннолетних отметили, что родители детей, которых травят, полагают, что при обращении в КДН за ребёнком последует шлейф проблем и сформируется негативный социальный контекст вокруг него самого и его семьи. Говорили о том, что в основном система сейчас держится на мерах ужесточения и карательных санкциях. Кто-то кого-то искалечил, значит последуют проверки, наказания, в школу добавят побольше турникетов, сигнализаций и издадут указ. Но и такие меры не приводят к решению проблемы буллинга.

  

«Чем больше в сообществе будет служб, умеющих работать с темой буллинга, тем безопаснее будет жизнь детей. – резюмирует Вера Ивановна Кожарская. – Во всех российских регионах, к примеру, есть детский телефон доверия, работающий под единым общероссийским номером, но оказалось, что не везде консультанты умеют говорить с детьми о травле. В проекте мы научили многие службы детского телефона доверия алгоритмам такой помощи, и сейчас число детей, получающих профессиональную помощь в ситуации буллинга, увеличилось в разы».

  

«С сентября во всех школах будет внедрена система воспитания. Речь идёт о создании в школе атмосферы, дружелюбной к ребёнку. Такая атмосфера – лучшая профилактика буллинга. Сила-то наша не в силе, а в доброте», – заключил Сергей Большаков.

  

«Важно, чтобы в каждой школе была принята антибуллинговая политика и появились свои педагоги – эксперты, владеющие технологией профилактики травли, – говорит Вера Кожарская. – Скоро мы опубликуем описание комплексной межсекторной модели противодействия школьной травле и надеемся, что это станет практическим руководством для многих школьных команд, ведомств и ресурсных центров».

  

Наталья Ханова


Читайте также
Двойное внимание каждому – обеспечено!
Сегодня, 14:16
При слове «школа» большинство из нас представит одинаковую картинку: классы с партами в три ряда и школьная доска, привычные предметы, уроки в две смены по сорок пять минут и шумные переменки. А между тем, существуют множество школ, устроенных иначе! Одна из них есть на карте нашего города – на Слудской горке. Это средняя школа № 32 имени Г.А. Сборщикова. Что в ней такого особенного и чем живёт школа сегодня, мы спросили у её директора – Александра Марковича Гликсона.
Подробнее
Школьники удивили своими проектами экспертов конкурса «Гении Прикамья»
7 ноября, 13:23
В Перми 7 ноября открылась профориентационная выставка «Образование и карьера». Она продлится 4 дня на выставочной площадке «Пермь Экспо». В мероприятии принимают участие более 100 школ, вузов, техникумов, ведущие промышленные предприятия Пермского края, организации, осуществляющих деятельность в сфере образования.
Подробнее
12
1 ноября, 10:36
Подробнее