«Буллинг – это травля, а не конфликт, ссора или игра»

22 октября 2020 , 09:37

Как выстроить диалог с ребёнком, попавшим в ситуацию буллинга? Смогут ли ему помочь родители? Как работает Детский телефон доверия? О специалистах этой службы экстренной психологической помощи и разговорах на сложные темы – в интервью с Алиной Николаевной Селищевой, директором УМЦ АНО ДПО «Институт социальных услуг «ВЕКТОР», супервизором службы Краевой Детский телефон доверия «ПЕРЕМЕНА ПЛЮС»

 

«Перемена-Пермь»: Как специалисты Детского телефона доверия выстраивают диалог с ребёнком, попавшим в ситуацию буллинга?

 

Алина Селищева: Ребёнок, столкнувшийся с буллингом, может звонить нам в разных ситуациях. В начале диалога консультант Детского телефона доверия всегда оценивает состояние ребёнка. Если он сильно расстроен после каких-то серьёзных инцидентов, которые на него повлияли, или устал от происходящего и его эмоциональное самочувствие приближается к критическому, главной задачей консультанта становится стабилизация психологического состояния, работа с самыми тяжёлыми переживаниями. Консультантам важно называть вещи свои именами: не конфликтом, ссорой или игрой, а травлей. Так с ребёнка снимается большой пласт вины. Он понимает, что его реакция нормальна для этой ненормальной ситуации. Если же ребёнок достаточно спокоен, но подозревает, что какая-то ситуация его выматывает, опасается идти в школу или заходить в соцсети, консультант проделывает почти те же самые шаги: оценивает общий эмоциональный фон обратившегося, описывает то, что с ним происходит, и обсуждает окружение ребёнка.

 

«П-П»: Кто составляет это окружение ребёнка?

 

А.С.: Когда человек сталкивается с травлей, очень часто он чувствует себя одиноким. Ему кажется, что абсолютно все к нему плохо относятся и нет никого, кто его бы поддержал. В данном случае задача консультанта службы – помочь ребёнку увидеть, что класс, в котором он учится, неоднороден. Есть те, кто ему сочувствует. Есть те, кто относится нейтрально. И лишь очень небольшая группа людей, 1–3 человека, является агрессором, зачинщиком. Вокруг них, конечно, может сформироваться группа поддерживающих, но остальных всё равно будет больше. От понимания этого ребёнку становится проще. Важно также говорить о том, как относятся к ситуации взрослые: знают ли они о ней, обращался ли ребёнок за помощью и т. д. Оптимальный вариант – когда он может рассказать о ситуации травли педагогу, психологу, классному руководителю или даже школьной уборщице. Кто-то из взрослых должен быть в данной ситуации. Так консультант вместе с ребёнком формирует вокруг него защитную сеть из детей, взрослых и нашей службы.

 

«П-П»: В каком возрасте дети чаще всего обращаются в службу Детского телефона доверия?

 

А.С.: От 11 до 15–16 лет. Самый младший возраст обратившегося – около 5 лет (дошколята), самый старший – около 70 (учителя, бабушки и дедушки).

 

 «П-П»: Дайте три самых важных рекомендации родителям, узнавшим о том, что их ребёнок столкнулся с ситуацией буллинга.

 

А.С.: Первая – доверять своему ребёнку. Если он говорит, что ему плохо, есть смысл прояснить, как плохо, когда плохо, как часто плохо, с кем наиболее плохо. Вторая – выдохнуть. Постараться успокоиться, не идти громить школу и разговаривать, насколько это возможно, на холодную голову. Третья – постараться рассматривать педагогов как своих союзников. Ни один учитель не желает плохого своим ученикам.

 

«П-П»: Как должны действовать учителя в ситуации буллинга?

 

А.С.: Эмоционально стабилизироваться. Вспомнить про то, что травля – это проблема системная и решать её надо системно. Если мы не поменяем отношения и правила, принятые в классе, не выработаем их вместе с детьми, то жертвы и агрессоры не исчезнут, а будут просто сменять друг друга, оставаясь в системе. В одиночку классный руководитель не справится. Ему нужна команда – учителя, психологи, социальные педагоги, родители. Только вместе возможно изменить систему отношений.

 

***

Доверяя психологам свой вопрос, Вы получаете профессиональную помощь в сложившейся ситуации. Получить бесплатную и анонимную поддержку можно, обратившись в общероссийский Детский телефон доверия по телефону 8-800-2000-122.

 

Дмитрий Шилов


Читайте также
ОТ ПОСАДКИ ДЕРЕВЬЕВ ДО КВЕСТА ОТ МЧС
30 июня, 13:26
7 июня 2024 года в Перми прошла экологическая игра «Тропою здоровья». Игра реализована на средства гранта «Эколето» Управления по экологии и природопользованию администрации города Перми, её организатором стала Ассоциация «Врачи перемен». В рамках этого мероприятия для участников было проведено много интересных мастер-классов и квестов. Одними из самых запоминающихся были посадка деревьев и квест от представителей Главного управления МЧС России по Пермскому краю  и поискового отряда «Регион 59». Подробнее о них мы расскажем в этой статье.
Подробнее
ЭКОПУТЕШЕСТВИЕ: "ТАЙНЫ РЕКИ ГАЙВЫ" ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ ШКОЛЬНИКОВ
28 июня, 10:06
В век информационных технологий, когда дети всё больше времени проводят в виртуальной реальности, важно приобщать их к красоте и богатству реального мира. В этом году экотропа «Тайны реки Гайвы» предложила уникальную возможность для школьников окунуться в мир природы, познакомиться с её красотами и удивительными явлениями, а также развить чувство ответственности за сохранение окружающей среды. Всего мы провели 4 экскурсии для 6 разных групп юных исследователей. Тропу посетили ученики из 3-х школ: МАОУ «СОШ №24», МАОУ «СОШ №37» и МАОУ «СОШ №45».
Подробнее
НЮАНСЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ЛЮДЕЙ С ОВЗ: СЛОЖНОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ВОЗМОЖНОСТИ
27 июня, 17:13
28 мая 2024 года Центром опережающей профессиональной подготовки Пермского края (ЦОПП) был проведён круглый стол на тему «Работа для всех: эффективное сотрудничество для инклюзивного рынка труда». Цель встречи – организовать диалог представителей органов исполнительной власти Пермского края, предприятий и профессиональных образовательных организаций о возможностях создания рабочих мест для граждан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Мероприятие модерировала Оксана Олеговна Дробченко – заместитель директора по развитию АНО ДПО «Центр проектов «Переменим».
Подробнее