«Буллинг – это травля, а не конфликт, ссора или игра»

22 октября 2020 , 09:37

Как выстроить диалог с ребёнком, попавшим в ситуацию буллинга? Смогут ли ему помочь родители? Как работает Детский телефон доверия? О специалистах этой службы экстренной психологической помощи и разговорах на сложные темы – в интервью с Алиной Николаевной Селищевой, директором УМЦ АНО ДПО «Институт социальных услуг «ВЕКТОР», супервизором службы Краевой Детский телефон доверия «ПЕРЕМЕНА ПЛЮС»

 

«Перемена-Пермь»: Как специалисты Детского телефона доверия выстраивают диалог с ребёнком, попавшим в ситуацию буллинга?

 

Алина Селищева: Ребёнок, столкнувшийся с буллингом, может звонить нам в разных ситуациях. В начале диалога консультант Детского телефона доверия всегда оценивает состояние ребёнка. Если он сильно расстроен после каких-то серьёзных инцидентов, которые на него повлияли, или устал от происходящего и его эмоциональное самочувствие приближается к критическому, главной задачей консультанта становится стабилизация психологического состояния, работа с самыми тяжёлыми переживаниями. Консультантам важно называть вещи свои именами: не конфликтом, ссорой или игрой, а травлей. Так с ребёнка снимается большой пласт вины. Он понимает, что его реакция нормальна для этой ненормальной ситуации. Если же ребёнок достаточно спокоен, но подозревает, что какая-то ситуация его выматывает, опасается идти в школу или заходить в соцсети, консультант проделывает почти те же самые шаги: оценивает общий эмоциональный фон обратившегося, описывает то, что с ним происходит, и обсуждает окружение ребёнка.

 

«П-П»: Кто составляет это окружение ребёнка?

 

А.С.: Когда человек сталкивается с травлей, очень часто он чувствует себя одиноким. Ему кажется, что абсолютно все к нему плохо относятся и нет никого, кто его бы поддержал. В данном случае задача консультанта службы – помочь ребёнку увидеть, что класс, в котором он учится, неоднороден. Есть те, кто ему сочувствует. Есть те, кто относится нейтрально. И лишь очень небольшая группа людей, 1–3 человека, является агрессором, зачинщиком. Вокруг них, конечно, может сформироваться группа поддерживающих, но остальных всё равно будет больше. От понимания этого ребёнку становится проще. Важно также говорить о том, как относятся к ситуации взрослые: знают ли они о ней, обращался ли ребёнок за помощью и т. д. Оптимальный вариант – когда он может рассказать о ситуации травли педагогу, психологу, классному руководителю или даже школьной уборщице. Кто-то из взрослых должен быть в данной ситуации. Так консультант вместе с ребёнком формирует вокруг него защитную сеть из детей, взрослых и нашей службы.

 

«П-П»: В каком возрасте дети чаще всего обращаются в службу Детского телефона доверия?

 

А.С.: От 11 до 15–16 лет. Самый младший возраст обратившегося – около 5 лет (дошколята), самый старший – около 70 (учителя, бабушки и дедушки).

 

 «П-П»: Дайте три самых важных рекомендации родителям, узнавшим о том, что их ребёнок столкнулся с ситуацией буллинга.

 

А.С.: Первая – доверять своему ребёнку. Если он говорит, что ему плохо, есть смысл прояснить, как плохо, когда плохо, как часто плохо, с кем наиболее плохо. Вторая – выдохнуть. Постараться успокоиться, не идти громить школу и разговаривать, насколько это возможно, на холодную голову. Третья – постараться рассматривать педагогов как своих союзников. Ни один учитель не желает плохого своим ученикам.

 

«П-П»: Как должны действовать учителя в ситуации буллинга?

 

А.С.: Эмоционально стабилизироваться. Вспомнить про то, что травля – это проблема системная и решать её надо системно. Если мы не поменяем отношения и правила, принятые в классе, не выработаем их вместе с детьми, то жертвы и агрессоры не исчезнут, а будут просто сменять друг друга, оставаясь в системе. В одиночку классный руководитель не справится. Ему нужна команда – учителя, психологи, социальные педагоги, родители. Только вместе возможно изменить систему отношений.

 

***

Доверяя психологам свой вопрос, Вы получаете профессиональную помощь в сложившейся ситуации. Получить бесплатную и анонимную поддержку можно, обратившись в общероссийский Детский телефон доверия по телефону 8-800-2000-122.

 

Дмитрий Шилов


Читайте также
«ПЕРЕМЕНА-ПЕРМЬ»: ИЗ БУМАГИ - В ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
6 марта, 14:27
Нужно ли наше СМИ? Если нужно, то кому? Кто и о чём будет в нём писать? Что востребовано сейчас в сфере школьного медиа и какую функцию должно выполнять школьное СМИ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы организовали заседание экспертного совета* по развитию школьного сетевого СМИ «Школьное СМИ: вчера, сегодня, завтра». Оно прошло 20 декабря 2023 года в «Точке кипения ПГНИУ».
Подробнее
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ?
25 февраля, 19:33
В современном мире дети не представляют свою жизнь без гаджетов и «всемирной паутины». Для них это неотъемлемая часть. Поэтому нужно говорить с детьми о безопасности в интернете, начиная с самого раннего возраста.
Подробнее
В ПЕРМИ ПРОШЛА ЖУРНАЛИСТСКАЯ ИГРА «БИТВА ЮНКОРОВ»
26 декабря 2023 , 14:52
Всегда приятно подводить итоги года: размышлять над достигнутым, строить планы на будущее, говорить слова благодарности всем, кто был поддержкой и опорой. Разумеется, в конце каждого пройденного этапа принято ставить красивую и яркую точку. Для всех участников проекта «Маленькая редакция» такой «точкой» за первое полугодие 2023-2024 учебного года стала любимая многими журналистская игра «Битва юнкоров».
Подробнее