Буллинг – это ненормально
Буллинг в школе существовал всегда. Но именно сейчас всё больше людей и специальных организаций заинтересованы в поисках способов борьбы с этим явлением.
АНО ДПО «Институт социальных услуг “ВЕКТОР”» совместно с пермской школьной газетой «Перемена-Пермь» провели медиадискуссию, в ходе которой дети и взрослые говорили о причинах и профилактике травли в школе. Мероприятие стало центром обмена мнениями психологов-экспертов из разных городов России, которые приехали обучаться в рамках большого проекта «Конструктор-2: Объединение ресурсов сообщества для разработки и внедрения Комплексной межсекторной модели противодействия школьному буллингу (травле)».
Можно ли предотвратить буллинг в школьном коллективе? Этот вопрос побудил спикеров начать жаркое обсуждение.
Педагоги говорят
Игорь Алексеевич Гладнев, директор школы № 41:
– Безусловно, травля – продукт неблагополучной социальной среды. Дети наиболее подвержены этой «инфекции». Общество, декларирующее ценности на основе эгоцентризма, лидерства, материального состояния как отражения благополучной жизни человека, так или иначе сконцентрировано на поиске слабейших.
Так, чувствуя своё превосходство, группа детей пытается самоутвердиться путём агрессивного преследования одного из членов коллектива. Но что делать? Необходимо поставить диагноз, выявить условия, в которых «инфекция» существует. Выработать рецептуру, понять меры, которыми можно эту ситуацию ограничить. Разработать программу, с помощью которой прививочным способом появится шанс обезопасить общество от этого вируса.
Сложную задачу по предотвращению буллинга можно решить только путём усиленного применения административного ресурса и значительной вовлеченности государственной политики в сфере культуры и образования, сотрудничества с родительским сообществом.
А велика ли роль педагога в этом вопросе? Каким образом он может противодействовать этому явлению? Важные слова по этому поводу высказала Наталья Владимировна Агафонова, учитель школы № 87:
– В классической педагогике есть отличный способ воспитания – личный пример. И если этот пример несёт в себе идею сохранения ценностей, то травли не будет. За 16 лет работы в школе, когда у меня было классное руководство, в каждом коллективе я взаимодействовала с ребятами так, что мы шли к общей цели, уважая друг друга, понимая важность эстетических, моральных и других ценностей. Поэтому с уверенностью говорю, что «таблетка» от буллинга существует.
Эксперты-психологи объясняли...
… разницу слов «насилие» и «травля», говорили о гуманности и о том, что нужно осознать: все мы разные и нельзя обижать человека за какие-либо его особенности.
По словам Полины Моисеевой, представителя Муниципального бюджетного учреждения Молодежной политики города Казани «Комплексный центр социального обслуживания детей и молодежи “Доверие”» (г. Казань, Республика Татарстан), не нужно тратить время на поиск виновных в травле, нужно решать эту проблему путём конструктивного взаимодействия.
Педагог-психолог АНО ДПО «Институт социальных услуг “ВЕКТОР”» Лия Филатьева отметила:
– Когда мы говорим о том, есть ли предпосылки, что ребенок будет жертвой или агрессором, мы рассматриваем эти роли как нечто жёсткое и устоявшееся, как будто человек может быть только в одном амплуа. Это не так. Школьник способен одновременно находится в роли жертвы, агрессора и наблюдателя. Это система ролей, которая может меняться.
Мне задают вопрос о том, какие маркеры существуют для учителя, когда он принимает новый коллектив, что может говорить о возможном конфликте между учащимися. Когда учитель видит новый класс, он может посмотреть на взаимодействие детей между друг другом. Есть дети, о которых говорят – он всегда такой, или это точно он виноват. То есть, если кто-то находится в неравноценной позиции, на это следует обращать внимание.
Мария Кузьмина, представитель ЧУСО «Детская деревня - SOS Пушкин» (г. Санкт-Петербург):
– Травля – групповой процесс. Хотя она была всегда и проявляется сейчас, это не норма. Конфликты в школьной среде – норма. Но два этих понятия отличаются друг от друга. Важно отличать взаимоотношения внутри класса: как принято общаться в том или ином коллективе, как взаимодействовать людям, которые по каким-то причинам друг другу не нравятся. И вектор коммуникации задает учитель, его роль в предотвращении буллинга наиболее важна.
Родители
Насколько значима вовлеченность родителя в жизнь школы, класса? Является ли она фактором, который может быть противодействием травли? Или родитель бессилен в ситуации, когда его ребенок подвергается разным формам буллинга? По этому поводу высказалась Дарья Навольская, мама тринадцатилетней девочки (г. Санкт-Петербург):
– Роль родителя в этом вопросе значима. У него много рычагов, позволяющих распознать негативную ситуацию. Всё же большее количество времени дети взаимодействуют с родителями дома. Но родителю трудно и почти невозможно узнать обо всём, что происходит с его ребенком в учебном заведении, так как школьник зачастую скрывает подробности издевательств над ним. Мама и папа не находятся в школе на протяжении учебного дня, поэтому именно учитель может быстрее других людей заметить травлю в школьном коллективе и сообщить об этом родителям. И уже посредством комплексного подхода стоит предпринимать меры по устранению буллинга.
По мнению Алины Лавровой, мамы одиннадцатилетней дочери (г. Мурманск), организациям, которые занимаются вопросами предотвращения травли в школьном коллективе, нужно активнее заявлять о себе, чтобы родители знали, куда можно обратиться если семья столкнулась с такой проблемой. Зачастую родители находятся в недоумении. С кем разговаривать? С детьми-агрессорами, их родителями, учителями или директором?
Дети думают
Анна Шутова, юнкор школы № 25:
– Мне кажется, к восьмому классу дети уже понимают, что буллинг – ненормально. Они сами приходят к осознанию того, что травля пагубно влияет как на жертву этого явления, так и на ребенка-агрессора. Нужно начинать с работы над собой, относиться ко всем по-человечески.
Лев Астахов, ученик школы № 42:
– Мир без травли можно сравнить с утопией. А создание утопии пока невозможно, так как устарели моральные принципы, например, о чести и достоинстве. Люди пережили постсоветское время, когда некоторые вещи замалчивались.
Пока люди не дошли до того, чтобы существовать в идеальном обществе.
Мне кажется, что все меняется с возрастом. Когда-то в школе и меня травили, сейчас мы в хороших отношениях с теми, кто это делал. В 6-7 классе дети думают, что их никто не понимает. Они пытаются выместить свою злобу на кого-то другого. В старших классах школьник понимает, что должен сам справляться со своими проблемами и свой гнев ни на ком вымещать не стоит.
Максим Черенев, юнкор гимназии № 7:
– Здесь уже сказали, что явления травли не избежать. Есть два пути: или ты уходишь на дно, или становишься сильнее. Когда тебя долго травят, тебе это может надоесть, и ты можешь пойти на курсы, заняться самосовершенствованием. Тогда ты поднимаешься выше, а твои агрессоры остаются на прежнем уровне.
Выводы
Итог встречи подвела Вера Ивановна Кожарская, генеральный директор АНО ДПО «Институт социальных услуг “ВЕКТОР”»:
– Последние три дня у нас работала большая межрегиональная команда из 15 регионов. Мы собрали лучшие российские организации, которые умеют работать с буллингом. Наш проект «Конструктор социальных практик НКО-2 Антибуллинг» только начался. В нем мы хотим объединить усилия некоммерческих организаций, школ, родительского и детского сообществ для создания эффективной модели противодействия школьной травле. Потому что мы понимаем, что предотвращение буллинга возможно только вместе.
Буллинг есть во всем мире. Развитые страны вырабатывают свою политику противодействия буллингу, в том числе на законодательном и технологическом уровнях. Сегодня и российское общество уже не готово мириться с травлей. Мы хотим общими усилиями помочь школе создать такую среду, в которой буллинг не будет замалчиваться или считаться нормой, а достоинство ребенка и его право быть «инаким» будет настоящей ценностью.
Таким образом, все участники медиадискуссии сошлись на том, что ребенок не должен справляться с травлей в одиночку. Эту проблему необходимо решать всем вместе: ребенку, родителям и учителю.
*Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. О задачах и ходе реализации проекта можно прочитать здесь - http://peremena-perm.ru/navigator-po-detstvu/psihologiya/antibulling-tochka-sborki.
Ксения Усачева