Антибуллинг: точка сборки

12 февраля, 12:48

Буллинг, или, по-русски, травля — явление, с которым так или иначе сталкивался каждый в школьной среде. Об опасностях буллинга, его системном характере и о том, как можно ему противостоять, мы поговорили с организаторами общероссийского антибуллинг-проекта Верой Ивановной Кожарской и Галиной Владимировной Романовской.

 

Вера Ивановна Кожарская, генеральный директор АНО ДПО «Институт социальных услуг "Вектор"»:

— Наша миссия — чтобы дети росли и воспитывались в безопасных семьях и школах. Особенность Пермского края в том, что здесь власть «слышит» некоммерческие организации и с готовностью с ними сотрудничает. На нашей базе уже семь лет работает служба «Краевой детский телефон доверия» (номер 8-800-2000-122). И мы получаем много звонков от детей, которые страдают от травли. Им в такой ситуации очень тяжело и одиноко. Они часто задумываются о суициде. Поэтому при поддержке Министерства образования Пермского края «Вектор» с 2014 года занимается профилактикой буллинга в школах. Сначала этого термина даже никто не знал, а слово «травля» вызывало у учителей и директоров шок: что вы, у нас такого нет! Но постепенно школы разворачиваются лицом к этой проблеме и признают, что травля среди учеников всё-таки есть. За несколько лет нам удалось собрать целый круг серьёзных российских экспертов, которые занимаются этой темой. И среди них — Галина Владимировна Романовская, эксперт в сфере защиты детей от жестокого обращения, она стала программным директором нашего нового проекта «Конструктор социальных практик НКО-2».

 

Галина Владимировна Романовская, программный директор проекта «Конструктор социальных практик НКО-2»:

— Буллинг — это когда ребенок сталкивается с агрессией больше чем одного человека, когда есть перевес сил и явная угроза, причём она носит регулярный характер. Каждый ребенок так или иначе участвует в школьной травле: он может выбрать роль обидчика, или будет занимать какую-то пассивную позицию и не высовываться, либо не справится и будет часто становиться объектом насмешек, может относиться к этому спокойно или оказаться очень уязвимым. И когда учитель сталкивается с травлей, он тоже может по разному реагировать на неё — закрутить гайки или загнать эту ситуацию за пределы своей видимости. Так или иначе эта ситуация задевает и травмирует всех, потому что и у жертв, и у свидетелей развивается синдром выученной беспомощности. Согласно исследованиям международной программы PISA, 37% учащихся показывают более низкие учебные результаты из-за буллинга. Риск суицида увеличивается, если буллинг длится более полугода. Это тяжёлые цифры, но на них нельзя закрывать глаза. Хорошо, что школы стали принимать эту ситуацию, перестали связывать её с собой и начали понимать, что это системная проблема, связанная с незрелостью детей.

 

Вера Ивановна Кожарская:

— Школьный буллинг есть во всем мире, это проблема, которая вытекает из социальной природы ребенка. Школа собирает детей в безальтернативные группы — и в них начинается групповая динамика. В группе дети решают свои возрастные психологические задачи, им необходимо найти свое место, самоутвердиться, кем-то стать, выстроить отношения. Часто дети пытаются решить эти задачи самым простым способом, через насилие, объединяясь против кого то, кто отличается от них или просто не может противостоять давлению. Если школа, собрав детей, не помогает им выстроить отношения, а пускает все на самотёк, то группа перестает быть цивилизованной. Все дети в таком классе живут в страхе и перестают верить в справедливость. Это опасная вещь, и раньше она недооценивалась, считалось, что дети вырастут и «перебесятся». Работая со школами мы поняли, что учителей надо не критиковать, а поддержать и обучить точным действиям в случае угрозы травли—и в этом подходе мы сошлись с Галиной Владимировной.

 

Это наш второй «Конструктор». У нас уже был опыт разработки и внедрения понятной и чёткой технологии помощи замещающим семьям — чтобы было меньше возвратов детей в детские дома. В нем участвовали специалисты и семьи из 29 регионов, и мы получили очень хорошие результаты. Это называлось «Конструктор социальных практик НКО. Улучшение качества жизни детей в замещающих семьях». Именно поэтому мы получили поддержку от Фонда президентских грантов на новый «Конструктор 2.0: Объединение ресурсов сообщества для разработки и внедрения Комплексной межсекторной модели противодействия школьному буллингу (травле)». И мы убедились, как он востребован. Мы только начинаем разворачивать проект, и уже получили 260 заявок из 25 регионов на участие в нем.

 

Галина Владимировна Романовская:

— С 2014 года в разных городах число социально ориентированных НКО, работающих с буллингом, очень выросло. В России созрела необходимость совместного обсуждения проблем, находок, ресурсов для решения этой проблемы, а главное — для выстраивания такой модели работы, которая подходит школе по ее организационным ресурсам.

Мы решили объединиться на онлайн-платформе и создать рабочую модель, эффективную для школы, опирающуюся на эффективные технологии, разработанные психологами и успешные практики, которые имеются в школе: детское самоуправление, работа с родителями, проекты и т.д. В школе должна быть четкая политика и нормативные документы в отношении буллинга. В антибуллинговую школьную команду должны быть вовлечены и психологи, и завучи, и классные руководители. Мы планируем создать Комплексную межсекторную модель противодействия буллингу, с помощью которой НКО и школа смогут обьединиться и конструктивно решать эту проблему.

 

Приглашаем заинтересованные школы Пермского края выбрать один из трех способов участия в проекте. Прочитать подробности и подать заявку можно на сайте constructornko.com в разделе «Конструктор-2». Все наши вебинары, посвященные этому проекту, бесплатны и в открытом доступе. Результаты должны быть готовы к маю 2021 года.


Читайте также
ПРОФЕССИИ ОТ А ДО Я: ДИЗАЙНЕР
Вчера, 13:01
А вот и рубрика «Профессии от А до Я» с её ведущей Дашей Тюриной. Ждали? На этот раз Даша узнавала всё о профессии дизайнера у пермского графического дизайнера Татьяны Исаевой. Берите печеньки и чай, и читайте!
Подробнее
«ТОЛЬКО БЕЗ ПАНИКИ!» ИЛИ ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У ВАС ПЛАНИРУЕТСЯ ПЕРВЫЙ ОТКРЫТЫЙ УРОК
Вчера, 11:41
Для молодого педагога одними из самых волнительных моментов считаются первый и открытый уроки. И если на первом уроке зачастую учителя оценивают лишь дети, то на открытом уроке присутствуют коллеги и администрация, дабы оценить компетентность, дать советы, поделиться опытом и, конечно, подвергнуть работу молодого специалиста критике.
Подробнее
КАК СТУДЕНТЫ ПГНИУ ЗАЩИЩАЛИ СВОИ ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ НА ДОМУ
2 июля, 11:38
Пандемия коронавируса в этом голу повлияла почти на все возможные аспекты общественной жизни. Нетронутыми не остались и университеты, которым пришлось организовывать сдачу дипломных работ в онлайн-режиме. Мы поговорили с выпускницей факультета журналистики ПГНИУ Екатериной Артёмовой о том, как выпускники вузов готовились к защите, как проходили консультации у преподавателей, и как прошли сами экзамены.
Подробнее