8 ВОПРОСОВ О БУЛЛИНГЕ

28 декабря 2020 , 06:41

Рассказывает журналист АНО ДПО «Институт социальных услуг "Вектор"», методист, общественный деятель Мария Владимировна Черемных.

 

1. Какое право человека нарушается в процессе буллинга?

 

Первым стоит отметить важность сохранения человеческого достоинства. Во Всеобщей декларации прав человека оно признается высочайшей ценностью. Теми, кто травит других, оно сводится к минимуму. А если это происходит при полном игнорировании со стороны учителей и администрации школы, то мы можем говорить именно о нарушении прав человека, поскольку государственное учреждение не обеспечивает безопасность ребёнку.

 

Может ли человек, находящийся в эпицентре травли, быть полноценным участником образовательного процесса? Вряд ли. Так мы можем говорить о нарушении права на образование. Если в классе или в школе есть буллинг, то не только жертва, но и другие участники заняты совсем не постижением основ наук и освоением новых знаний.

 

Безусловно, важно сказать и о нарушении Конвенции о правах ребёнка, согласно которой «дети имеют право на особую заботу и помощь». Третья статья Конвенции подробно рассказывает о том, что «во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, … первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка». Травля в школе – жёсткий удар по интересам детей. Причём всех. Никто не получает возможностей для полноценного образования и развития, находясь в такой атмосфере. 

 

2. Кто несёт ответственность за благополучие ребёнка в школе?

 

За создание безопасной среды отвечают те люди, кого государство наняло на эту работу, то есть школа. Даже частная. Родители, отправляя ребёнка в школу, должны быть уверены, что там с ним ничего страшного не случится: его не будут обижать и унижать, он будет в тепле и безопасности, обеспечен питанием, под присмотром компетентных взрослых. 

 

3. Что делать родителю, чей ребёнок попал под действие буллинга?

 

Постараться не видеть в школе врага, а отправиться общаться с педагогами. Попробовать вместе спокойно обсудить ситуацию, выработать стратегию действий и попробовать вместе разрешить проблему. Иногда этого достаточно, но бывают случаи, когда необходимо привлекать сторонние силы. Консультироваться у специалистов (в том числе из некоммерческих организаций), жаловаться в надзорные органы, искать поддержки в СМИ или иным способом делать ситуацию публичной. Травля – сложная история, которую нельзя оставлять без внимания. Необходимо разбираться, выяснять, кто что делает и какие действия необходимы для изменения ситуации, и стремиться как-то загладить вред, нанесённый всем участникам.

 

4. Что делать родителю, чей ребёнок является агрессором? Несёт ли он ответственность за инцидент?

 

Я считаю, что без объединения усилий здесь не справиться. В идеале нужно идти в школу и, совместно со специалистами, разрабатывать стратегию работы по снижению агрессии и изменению поведения ребёнка. Стараться понять, почему сын или дочь так поступает. Ведь нет природных злодеев. В основе поступков всегда лежат какие-то дефициты. Можно поискать специалистов на стороне, если их нет в школе.

 

У родителей обычно первая реакция – защитить своего ребёнка или, наоборот, объединиться с большинством и начать подавлять его. Обе стратегии нерабочие. Нужно разбираться, анализировать, вести диалог и влиять на класс, объясняя и договариваясь, а не давя или закрывая от любой критики. Школа – институт социализации, здесь дети учатся жизни в обществе.

 

5. Какова роль учителя и директора в разрешении конфликтов?

 

Ролей может быть много. Например, иногда учителя (сознательно или нет) сами запускают травлю в классе. Такая история случилась с  моим младшим сыном. Он пришёл в четвёртый класс в новую школу, а учительница очень боялась за результаты итогового тестирования. Она была очень уважаемым педагогом, дающим высокие результаты. Она говорила сыну: «Зачем ты к нам пришёл? Что других школ не было?» или «Как было хорошо без тебя!» или «Это было до того, как к нам пришел Тарас». Дети быстро «подхватили» и стали повторять эти фразы, ссориться, драться. На мои замечания учительница пожала плечами: «Меня точно никто не выгонит». Директор меня поняла, стало чуть легче. Я много работала с ребёнком, разъясняя ему разные варианты поведения в данной ситуации.

 

Задача учителя – понять, что ситуация из простого конфликта перерастает в травлю, и начать действовать. Привлекать специалистов, общаться с детьми, подключать родителей и всем разъяснять: нет плохих и хороших, есть ситуация, с которой нужно цивилизованно справиться. То есть без насилия, унижения и обид.

 

6. Какие службы можно привлекать для разрешения спорных ситуаций в школе?

 

Можно сотрудничать с некоммерческими организациями. Например, с АНО ДПО «Институт социальных услуг “ВЕКТОР”», когда не получается договориться со школой Здесь много хороших специалистов, есть интересные партнёрские проекты. Можно обратиться в службу «Детский телефон доверия». Там отвечают на вопросы взрослых. Анонимно и бесплатно. Есть в Пермском крае Уполномоченный по правам человека и Уполномоченный по правам ребёнка. Есть ассоциация медиаторов – это специалисты по восстановительным практикам в сфере отношений, «Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав». Эффективность данных структур в разных территориях разная. 

 

7. Можно ли сформулировать «волшебное» выражение, произнеся которое, ребёнок сможет сразу отпугнуть обидчика?

 

«Вы не можете меня опрашивать (заключать сделку, да и просто беседовать) без моего законного представителя», «Я – несовершеннолетний. Я не буду отвечать на ваши вопросы без законного представителя», «Мои родители всегда меня поддержат». Эти фразы можно использовать, когда давление оказывает взрослый. Хорошая привычка настаивать на звонках или вызову родителей. А вот если ребёнка обижает другой ребёнок, то здесь «волшебных» фраз нет, тут необходимы способы психологической защиты. 

 

8. Был ли раньше буллинг? Как с ним справлялись? Что изменилось за последнее время?

 

Буллинг был всегда. Справлялись по-разному, но чаще оставляли без внимания. Я думаю, что многие проблемы российского общества именно от терпимости к унижению и насилию, которая формируется в школе. Люди не верят в силу прав и закона как механизмов, защищающих человека, не владеют ненасильственными способами взаимодействия, не умеют просто договариваться, задавать вопросы. Формируя безопасную среду в школе, мы вкладываемся в будущее, помогая людям ценить и защищать уникальность каждого человека. Именно поэтому сегодня важны антибуллинговые программы и сотрудничество самых разных специалистов.


Читайте также
Двойное внимание каждому – обеспечено!
Сегодня, 14:16
При слове «школа» большинство из нас представит одинаковую картинку: классы с партами в три ряда и школьная доска, привычные предметы, уроки в две смены по сорок пять минут и шумные переменки. А между тем, существуют множество школ, устроенных иначе! Одна из них есть на карте нашего города – на Слудской горке. Это средняя школа № 32 имени Г.А. Сборщикова. Что в ней такого особенного и чем живёт школа сегодня, мы спросили у её директора – Александра Марковича Гликсона.
Подробнее
Школьники удивили своими проектами экспертов конкурса «Гении Прикамья»
7 ноября, 13:23
В Перми 7 ноября открылась профориентационная выставка «Образование и карьера». Она продлится 4 дня на выставочной площадке «Пермь Экспо». В мероприятии принимают участие более 100 школ, вузов, техникумов, ведущие промышленные предприятия Пермского края, организации, осуществляющих деятельность в сфере образования.
Подробнее
12
1 ноября, 10:36
Подробнее