ПЕРМСКИЕ ШКОЛЫ ВСТУПАЮТ В ЭПОХУ «ЭПОС»

28 апреля, 12:20

Коронавирусная пандемия в один миг изменила школьное образование. За рекордно короткие сроки школы перевели своих учеников на дистанционное обучение. До начала пандемии (в сентябре 2019 года) в Пермском крае была внедрена в пилотном режиме новая Электронная Пермская Образовательная Система «ЭПОС. Школа».

 

Сейчас эта система стала своеобразной подушкой безопасности для школ при выстраивании дистанционной работы с учащимися. Главред «Перемены-Пермь» узнала подробности у Екатерины Половниковой, главного аналитика отдела отраслевых проектов ГБУ ПК «Центр информационного развития Пермского края».

 

— Екатерина Юрьевна, здравствуйте. Сегодня уже 25 пермских школ подключено к «ЭПОСу». Откуда к нам пришел этот программный продукт? Так ли он нужен школам?

— Текущая ситуация в мире показывает, что очень нужен. Просто пандемия ускорила процесс перехода школ «в цифру». «ЭПОС. Школа» — это система, которая позволяет упростить многие стороны школьного образования. «ЭПОС» был создан на базе системы «Московская электронная школа» (сокращенно и далее МЭШ). При этом наша система — не слепая копия столичной, а адаптированная версия для нашего региона. В МЭШ — множество модулей. Специалисты изучили их и взяли в работу три: электронные дневник и журнал, электронная библиотека, дополнительное образование. Работать в системе могут три типа пользователей: родители, педагоги и школьники.

 

— Какие школы первыми вступили в проект? Как происходил отбор учреждений?

— В сентябре 2019 года в проект было включено 15 пермских школ и 10 краевых. Это учреждения из Перми, Лысьвы, Чайковского, Нытвы, Верещагино, Чернушки и других территорий. Список школ был утвержден приказом Министерством образования и науки Пермского края. Благодаря им мы в пилотном режиме оцениваем, как идёт адаптация всех участников образовательного процесса к «ЭПОСу». Это позволяет прогнозировать, с какими трудностями могут столкнуться пользователи, предупредить их. Сейчас мы ведем консультационную поддержку разным пользователям системы.

 

— Если с дневниками и журналами всё более-менее понятно, то по модулю «Библиотека» много вопросов. Библиотека в «ЭПОСе» — это набор книжек для скачивания?

— Вовсе нет! Далеко нет! Лично мне этот модуль кажется самым интересным и востребованным. Достаточно сказать, что в МЭШ за годы существования системы накоплен огромный пласт материалов для обучения детей. Это и сценарии уроков, и электронные образовательные пособия, и художественная литература. Большую часть материалов в систему поставляют сами учителя. Они это делают с помощью специального конструктора. Причем педагоги могут загружать материалы в библиотеку, как для личного пользования, так и отправить их на проверку методистам для публичного доступа, чтобы ими могли пользоваться учителя других школ. Интересен опыт той же Москвы. Здесь в рамках изучения истории города на портал загружены карты столицы, очерки ученых и журналистов, то есть «Библиотека» позволяет доставлять уникальную информации учащимся и значительно расширять границы урока. С 1 февраля в Пермском крае начал работу Центр цифровизации и развития образовательных систем на базе Института развития образования, который будет курировать работу «ЭПОСа», рассматривать материалы, приготовленные к публичному доступу, делать их доступными всем членам сообщества. Готовятся уроки для педагогов о том, как пользоваться модулем «Библиотека ЭПОС». Кстати, Вы также могли бы размещать свои материалы на этом ресурсе.

 

— Спасибо, но пока сложно оценить все возможности, которые дает эта система. И мне как редактору, и как маме.

— А в каких школах учатся ваши дети?

 

— Они как раз учатся в школах, где эта система внедрена. Но я пока к ней не подключилась.

— А в чём проблема? Давайте мы вам поможем. Опишете потом в материале свой опыт.

 

Прямо в кабинете Екатерины Юрьевны мы вместе зашли на сайт, где я смогла зарегистрироваться как родитель старшей дочери, выбрав раздел «вход для родителей». Далее, следуя инструкции, прошла все шаги. Я ввела свою электронную почту и завела свой личный кабинет в системе. Уже после интервью я сообщила свой регистрационный номер классному руководителю дочери и получила доступ на сайт. Во многом «ЭПОС. Школа» напомнила мне электронный дневник на платформе Web2edu.ru. Но, конечно, имеет и ряд отличий. Но не будем отвлекаться, послушаем дальше Екатерину Юрьевну.

 

— А как модули связаны между собой по функционалу? Скажем, электронный журнал и библиотека?

— Напрямую связаны. Вот пример тому. Вы знаете, что у каждого учителя есть рабочая программа. Учитель может прикреплять к ней материалы, необходимые для освоения ребенком предмета, и в библиотеке ЭПОС. Это упрощает работу педагога при организации обучения. Скажем, если он заболеет или уедет, его уроки смогут подхватить другие учителя, опираясь на программу и материалы, загруженные в библиотеку. Конечно же, и детям, и родителям будет проще готовить домашнее задание, если они сразу к уроку получат учебные материалы. Им не придётся гулять по просторам интернета, ища пособия и статьи.

 

— А как учитель может пользоваться системой на очных уроках (мы же понимаем, что карантин и самоизоляция будут длиться не вечно)?

— Сценарий урока может отображаться на трех экранах. Первый — демонстрационная доска для всех учеников. Второй — рабочее место учителя (там может быть размещен конспект урока. Он не будет виден всем ученикам). И третий экран — планшет ученика. В нем ученик может получать индивидуальные задания по теме соответственно своему уровню подготовки. В режиме дистанционного образования задействованы два экрана без демонстрационной доски для учеников. Ведя урок в формате онлайн, педагог выводит на экран общую презентацию, рассказывает детям, опираясь на свой конспект, а Вася и Маша получают каждый свое задание. По-моему, очень удобно и комфортно для построения урока.

 

— На словах это звучит просто. Но ведь нужен навык работы в системе. Обучаете педагогов?

— Обучение педагогов — важнейший шаг внедрения «ЭПОСа» в пермские школы. Мы проводим обучение администраторов системы. Ими выступают сотрудники школы. Их число учреждение определяет самостоятельно. Сейчас уже прошли обучение администраторы еще 82 школ. В настоящее время для учителей готовится дистанционный курс обучения по работе в «ЭПОС.Школа».

 

— Екатерина Юрьевна, с пилотником всё понятно! А что потом?

— Впереди большая работа. Надо подключить к «ЭПОСу» все школы Пермского края, а их больше 500! И это же живой процесс – налаживание работы системы. Это и освоение ее возможностей, и обучение сотрудников, и популяризация среди детей и родителей, и внедрение новых проектов. Работы много предстоит. И это вдохновляет!

 

Беседовала Наталья Ханова


Читайте также
Как студенты ПГНИУ защищали свои дипломные работы на дому
Сегодня, 11:38
Пандемия коронавируса в этом голу повлияла почти на все возможные аспекты общественной жизни. Нетронутыми не остались и университеты, которым пришлось организовывать сдачу дипломных работ в онлайн-режиме. Мы поговорили с выпускницей факультета журналистики ПГНИУ Екатериной Артёмовой о том, как выпускники вузов готовились к защите, как проходили консультации у преподавателей, и как прошли сами экзамены.
Подробнее
«Билет в будущее»: проект по ранней профориентации для учеников 6-11 классов
Сегодня, 11:09
В современном мире подросткам сложно определиться с выбором профессии. Информации много, разобраться в ней непросто, еще сложнее понять, что подходит именно тебе. Помочь родителям и детям сделать один из самых важных шагов в жизни, принять осознанное решение может проект по ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее».
Подробнее
КИНЕМАТОГРАФ БЕЗ ГРАНИЦ
30 июня, 15:20
«Бывают дни, когда опустишь руки…» Что делать в таком случае? Как вариант, отвлечься на хороший фильм. Такой, чтоб вдохновиться главным героем и найти в себе силы на решение собственных проблем. Для этих целей предлагаем вам топ-3 фильма о людях с безмерной силой духа. Но с ограниченными возможностями здоровья.
Подробнее