ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЕДАКТОР: КТО ЭТО ТАКОЙ И ЧТО ОН ДЕЛАЕТ?

19 июня 2020 , 04:36

Профессия литературного редактора непростая, но интересная, для творческих и грамотных личностей. Ещё она для целеустремлённых, амбициозных, с организаторскими способностями. Мы поговорили с Михаилом Боталовым, литературным редактором нашей школьной газеты, и он рассказал о своей работе и о самых частых ошибках, которые совершают журналисты в своих текстах.

 

Вообще, редактор – это одна из самых древних профессий. С развитием книгопечатания появилась потребность в редактировании текста. Возникла необходимость в человеке, который бы следил за грамотностью печатного слова, правильным сложением его в предложения, ясностью и интересом для читателя.

 

Сейчас любая работа в области литературы и СМИ будет невозможна без участия редактора. Газеты, журналы, книги, статьи на сайтах – всё, прежде чем попасть на глаза читателю, проходит через руки этого специалиста.

 

Что же делает редактор?

Он не просто редактирует текст, он приводит его в порядок во всех смыслах этого слова, а именно:

– помогает главному редактору подбирать интересные, актуальные темы;

– отслеживает тематическое и логическое наполнение текста;

– корректирует содержание в соответствии с требованиями определённого жанра;

– согласует текст и фотографии с заказчиком/партнёром/автором;

– правит и дорабатывает готовый материал;

– взаимодействует с дизайнером и верстальщиком для того, чтобы верно разместить текст и фотографии на газетной полосе (эта разновидность профессии называется «бильдредактор»).

 

Что оказалось самое сложное в работе редактора?

По словам Михаила, редактор совмещает в себе навыки журналиста, копирайтера и корректора. Он ежедневно получает в работу несколько материалов, а как вы знаете, в нашей газете автором может выступить абсолютно любой человек: это и профессиональный журналист, школьник, и учитель, и врач, и директор школы, и пресс-секретарь, и руководитель предприятия и т. п. (даже сам Михаил часто является автором текста). Естественно, все тексты изначально разного уровня, ведь все авторы пишут по-своему. И задача редактора – не только исправить все имеющиеся ошибки, но привести тексты к единому стилю, который соответствует изданию. Кроме того, не забываем, что почти у каждого текста есть заказчик, и материал должен соответствовать всем его требованиям. Именно для этого редактор неустанно согласует любой материал.

 

Говоря о проверке текстов, Михаил отметил топ-3 самых распространённых ошибок, которые допускают журналисты:

  1. Пунктуация. Это такие знаки, как тире (–) и дефис (-). Многие авторы путают их или же пользуются только одним из них. Ну, и сюда же можно отнести ошибки в оформлении прямой речи и использование разных кавычек (« или ");
  2. Форматирование. То есть разбивка на абзацы для удобства, соблюдение единого стиля, выравнивания и шрифта, выделение заголовков и других важных частей текста жирным шрифтом;
  3. Логика. При отсутствии логики текст выглядит неоднородным. Михаил пояснил, что обычно это случается в интервью, когда оно представляет собой просто список не связанных друг с другом вопросов и ответов на них. Ещё большинство журналистов живут в вечном дедлайне, когда у них попросту не хватает времени на качественный текст, ведь главное – скорость.

 

Хочется подытожить словами: «Ох, нелёгкая это работа…». Ну, а кто говорил, что будет легко? Зато как потом будет приятно похвастаться своим умением даже самую скучную статью превратить в шедевр.

 

Василиса Чикунова

 


Читайте также
Вера Селянинова: «Экономику страны делают рабочие кадры»
13 августа, 05:33
Вера Александровна Селянинова – педагог, директор образовательных учреждений с многолетним стажем, основатель и руководитель центра повышения квалификации «Становление». Её карьера началась в сельской школе, продолжилась в профессиональных училищах, а сегодня команда под её руководством обучает специалистов по всей России и за её пределами. В интервью мы обсудили тонкости профессионального самоопределения, современные подходы к обучению и мифы о рабочих профессиях.
Подробнее
Раиса Кассина: «Создаём условия, чтобы каждый школьник знал, кем он хочет стать»
13 августа, 05:16
Редакция краевой школьной газеты «Перемена-Пермь» совместно с юнкорами МАОУ «СОШ № 55» г. Перми поговорили с Министром образования и науки Пермского края Раисой Алексеевной Кассиной о том, как правильно выстроенная профориентационная работа помогает современным подросткам выбрать будущую профессию.
Подробнее
Маркировка рекламы – важная составляющая грамотной журналистской работы
16 июня, 08:39
С 1 сентября 2023 года в России действует новый порядок маркировки рекламы в Интернете. Согласно закону, все рекламные материалы, размещаемые в сети, должны быть зарегистрированы через операторов рекламных данных, а креативы (визуальное или текстовое оформление рекламы, направленное на повышение эффективности коммуникации с целевой аудиторией) – снабжены специальным идентификатором. По этому поводу 9 июня в Пермской торгово-промышленной палате была организована практическая бизнес-игра «Маркировка рекламы». Мероприятие вызвало большой интерес у представителей малого и среднего бизнеса, маркетологов, блогеров, специалистов рекламных агентств и СМИ. Редакция «Перемены Пермь» тоже приняла участие в бизнес-игре.
Подробнее