ЕДЬ, ЛОЖИ, БЕЖИ: ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ В ЗАДАНИИ № 8 ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

14 января 2021 , 07:47

ЕГЭ – страшное слово для всех выпускников (и для их родителей тоже). А при упоминании русского языка нервничать начинают все, ведь этот экзамен обязательный. Чтобы облегчить вам подготовку к выпускному экзамену и освежить ваши знания, мы разберём задание № 8. В нём представлены предложения с грамматическими ошибками, то есть такими, которые связаны с нарушением словообразовательных, синтаксических или морфологических норм.

Итак, какие же грамматические ошибки бывают? Их три вида: словообразовательные (слово неверно образовано), морфологические (употребляются неверные формы слов разных частей речи), синтаксические (неправильно построено предложение или словосочетание).

 

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОШИБКИ

  1. Искажение слова: отдышка (вместо: одышка).

  2. Замена морфемы: укидываться (вместо: раскидываться).

  3. Использование несуществующих слов: рецензист.

 

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. Неверное образование формы существительного: сколько время? (вместо: времени)

  2. Использование формы винительного падежа неодушевлённого существительного, как у одушевлённого: вижу стола (вместо: стол).

  3. Образование формы винительного падежа одушевлённого существительного, как у неодушевлённого: запрягли две собаки (вместо: двух собак).

  4. Изменение рода при образовании падежных форм: маленькая пони (вместо: маленький пони).

  5. Склонение несклоняемых существительных: у меня нет пальта (вместо: пальто).

  6. Образование форм множественного числа у существительных, которые имеют только единственное, или форм единственного числа у существительных, имеющих только множественное: пишу чернилой (вместо: чернилами).

  7. Неверное употребление в предложении полной или краткой формы прилагательного: журналист был очень полон (вместо: был очень полным), банка оказалась полная жидкости (вместо: полна жидкости).

  8. Неверное образование степеней сравнения прилагательных: рисование мне стало даваться более легче (вместо: даваться легче).

  9. Неверное образование глагольных форм: девочка махает мне (вместо: машет).

  10. Неверное образование форм причастий и деепричастий: шёл, озирая вокруг (вместо: озираясь).

  11. Неверное образование формы числительного: с трёхстами рублями (вместо: тремястами).

  12. Употребление неверной формы местоимения: ихний приз (вместо: их).

  13. Использование неверной глагольной формы: бежи до магазина (вместо: беги).

 

СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. Нарушение согласования: на обоих сторонах листа (вместо: обеих).

  2. Нарушение управления: согласно этого закона (вместо: этому закону).

  3. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым в простом предложении: не вечно ни молодость, ни счастье (вместо: не вечны).

  4. Нарушение границы предложения: Когда она пришла. Никого уже не было (вместо: когда она пришла, никого уже не было).

  5. Неудачное употребление местоимений: герой предложил гостям зайти в его дом (вместо: герой предложил гостям зайти в дом).

  6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: использовалось ряд источников (вместо: использовался).

  7. Нарушение способа выражения сказуемого в определённых конструкциях: ребята были весёлые и радостны (вместо: веселы и радостны).

  8. Ошибки в построении предложения, ведущие к искажению смысла, структуры: Чехов показал трудовую часть интеллигенции с её мечтами о светлой и прекрасной жизни, представителем которой является Трофимов (вместо: …интеллигенции, представителем которой является Трофимов, с её…).

  9. Ошибки, связанные с употреблением частиц: было бы замечательно, если бы везде стояла бы подпись писателя (вместо: было бы замечательно, если бы везде стояла подпись писателя).

  10. Ошибки в построении предложения с однородными членами: она любила и заботилась о мальчике (вместо: она любила мальчика и заботилась о нём).

  11. Разрушение ряда однородных членов: педагог верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов (вместо: педагог верен своему делу и никогда не отступает от своих принципов).

  12. Неверное построение предложения с деепричастным оборотом: выйдя на улицу, у меня слетела шляпа (вместо: выйдя на улицу, я почувствовал, как из-за ветра у меня слетела шляпа).

  13. Неверное построение предложения с причастным оборотом: приставленная картина к стене (вместо: картина, приставленная к стене).
  14. Местоименное дублирование одного из членов предложения: дерево, оно очень опасно (вместо: дерево очень опасно).

  15. Пропуск нужных слов: он решил, что не нужно на рожон (вместо: он решил, что не нужно лезть на рожон).

  16. Смешение сочинительной и подчинительной связи в предложении: мне показалось то, что где-то вдали сверкнуло (вместо: мне показалось, что где-то вдали сверкнуло).

  17. Отрыв придаточной части от определяемого слова: Солнце выглянуло из-за туч, которое залило светом всё поле (вместо: из-за туч выглянуло солнце, которое залило светом всё поле).

  18. Смешение в одном предложении прямой и косвенной речи: Пушкин писал, что я помню чудное мгновение (вместо: Пушкин писал: «Я помню чудное мгновение»).

  19. Разрушение стилистического оборота: приготовил на быструю руку (вместо: приготовил на скорую руку).

  20. Неоправданный пропуск подлежащего: его храбрость, постоять за себя и справедливость привлекают автора (вместо: его храбрость, умение постоять за себя и справедливость привлекают автора).

  21. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм: сердце на мгновение замирает и вдруг заколотится вновь (вместо: сердце на мгновение замрёт и вдруг заколотится вновь).

Ещё больше о грамматических ошибках вы можете узнать из справочников. Например, из вот этих:

– Педчак Е. П. Русский язык. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. 316 с.;

– Карпова Т. Б., Баженова Е. А., Дускаева Л. Р. Нормы русского языка в таблицах и тестах: учебное пособие. Пермь: ООО «Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2012. 224 с.;– Данилевская Н. В., Дускаева Л. Р. Русская грамматика в таблицах и тестах. Фонетика, лексика, фразеология, морфология и синтаксис: учебное пособие. Пермь: [б. и.], 2011. 148 с.


Валерия Филимонова 


Читайте также
«ПЕРЕМЕНА-ПЕРМЬ»: ИЗ БУМАГИ - В ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
6 марта, 14:27
Нужно ли наше СМИ? Если нужно, то кому? Кто и о чём будет в нём писать? Что востребовано сейчас в сфере школьного медиа и какую функцию должно выполнять школьное СМИ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы организовали заседание экспертного совета* по развитию школьного сетевого СМИ «Школьное СМИ: вчера, сегодня, завтра». Оно прошло 20 декабря 2023 года в «Точке кипения ПГНИУ».
Подробнее
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ?
25 февраля, 19:33
В современном мире дети не представляют свою жизнь без гаджетов и «всемирной паутины». Для них это неотъемлемая часть. Поэтому нужно говорить с детьми о безопасности в интернете, начиная с самого раннего возраста.
Подробнее
В ПЕРМИ ПРОШЛА ЖУРНАЛИСТСКАЯ ИГРА «БИТВА ЮНКОРОВ»
26 декабря 2023 , 14:52
Всегда приятно подводить итоги года: размышлять над достигнутым, строить планы на будущее, говорить слова благодарности всем, кто был поддержкой и опорой. Разумеется, в конце каждого пройденного этапа принято ставить красивую и яркую точку. Для всех участников проекта «Маленькая редакция» такой «точкой» за первое полугодие 2023-2024 учебного года стала любимая многими журналистская игра «Битва юнкоров».
Подробнее