ЕДЬ, ЛОЖИ, БЕЖИ: ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ В ЗАДАНИИ № 8 ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ЕГЭ – страшное слово для всех выпускников (и для их родителей тоже). А при упоминании русского языка нервничать начинают все, ведь этот экзамен обязательный. Чтобы облегчить вам подготовку к выпускному экзамену и освежить ваши знания, мы разберём задание № 8. В нём представлены предложения с грамматическими ошибками, то есть такими, которые связаны с нарушением словообразовательных, синтаксических или морфологических норм.
Итак, какие же грамматические ошибки бывают? Их три вида: словообразовательные (слово неверно образовано), морфологические (употребляются неверные формы слов разных частей речи), синтаксические (неправильно построено предложение или словосочетание).
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОШИБКИ
- Искажение слова: отдышка (вместо: одышка).
- Замена морфемы: укидываться (вместо: раскидываться).
- Использование несуществующих слов: рецензист.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
- Неверное образование формы существительного: сколько время? (вместо: времени)
- Использование формы винительного падежа неодушевлённого существительного, как у одушевлённого: вижу стола (вместо: стол).
- Образование формы винительного падежа одушевлённого существительного, как у неодушевлённого: запрягли две собаки (вместо: двух собак).
- Изменение рода при образовании падежных форм: маленькая пони (вместо: маленький пони).
- Склонение несклоняемых существительных: у меня нет пальта (вместо: пальто).
- Образование форм множественного числа у существительных, которые имеют только единственное, или форм единственного числа у существительных, имеющих только множественное: пишу чернилой (вместо: чернилами).
- Неверное употребление в предложении полной или краткой формы прилагательного: журналист был очень полон (вместо: был очень полным), банка оказалась полная жидкости (вместо: полна жидкости).
- Неверное образование степеней сравнения прилагательных: рисование мне стало даваться более легче (вместо: даваться легче).
- Неверное образование глагольных форм: девочка махает мне (вместо: машет).
- Неверное образование форм причастий и деепричастий: шёл, озирая вокруг (вместо: озираясь).
- Неверное образование формы числительного: с трёхстами рублями (вместо: тремястами).
- Употребление неверной формы местоимения: ихний приз (вместо: их).
- Использование неверной глагольной формы: бежи до магазина (вместо: беги).
СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
- Нарушение согласования: на обоих сторонах листа (вместо: обеих).
- Нарушение управления: согласно этого закона (вместо: этому закону).
- Нарушение связи между подлежащим и сказуемым в простом предложении: не вечно ни молодость, ни счастье (вместо: не вечны).
- Нарушение границы предложения: Когда она пришла. Никого уже не было (вместо: когда она пришла, никого уже не было).
- Неудачное употребление местоимений: герой предложил гостям зайти в его дом (вместо: герой предложил гостям зайти в дом).
- Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: использовалось ряд источников (вместо: использовался).
- Нарушение способа выражения сказуемого в определённых конструкциях: ребята были весёлые и радостны (вместо: веселы и радостны).
- Ошибки в построении предложения, ведущие к искажению смысла, структуры: Чехов показал трудовую часть интеллигенции с её мечтами о светлой и прекрасной жизни, представителем которой является Трофимов (вместо: …интеллигенции, представителем которой является Трофимов, с её…).
- Ошибки, связанные с употреблением частиц: было бы замечательно, если бы везде стояла бы подпись писателя (вместо: было бы замечательно, если бы везде стояла подпись писателя).
- Ошибки в построении предложения с однородными членами: она любила и заботилась о мальчике (вместо: она любила мальчика и заботилась о нём).
- Разрушение ряда однородных членов: педагог верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов (вместо: педагог верен своему делу и никогда не отступает от своих принципов).
- Неверное построение предложения с деепричастным оборотом: выйдя на улицу, у меня слетела шляпа (вместо: выйдя на улицу, я почувствовал, как из-за ветра у меня слетела шляпа).
- Неверное построение предложения с причастным оборотом: приставленная картина к стене (вместо: картина, приставленная к стене).
- Местоименное дублирование одного из членов предложения: дерево, оно очень опасно (вместо: дерево очень опасно).
- Пропуск нужных слов: он решил, что не нужно на рожон (вместо: он решил, что не нужно лезть на рожон).
- Смешение сочинительной и подчинительной связи в предложении: мне показалось то, что где-то вдали сверкнуло (вместо: мне показалось, что где-то вдали сверкнуло).
- Отрыв придаточной части от определяемого слова: Солнце выглянуло из-за туч, которое залило светом всё поле (вместо: из-за туч выглянуло солнце, которое залило светом всё поле).
- Смешение в одном предложении прямой и косвенной речи: Пушкин писал, что я помню чудное мгновение (вместо: Пушкин писал: «Я помню чудное мгновение»).
- Разрушение стилистического оборота: приготовил на быструю руку (вместо: приготовил на скорую руку).
- Неоправданный пропуск подлежащего: его храбрость, постоять за себя и справедливость привлекают автора (вместо: его храбрость, умение постоять за себя и справедливость привлекают автора).
- Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм: сердце на мгновение замирает и вдруг заколотится вновь (вместо: сердце на мгновение замрёт и вдруг заколотится вновь).
Ещё больше о грамматических ошибках вы можете узнать из справочников. Например, из вот этих:
– Педчак Е. П. Русский язык. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. 316 с.;
– Карпова Т. Б., Баженова Е. А., Дускаева Л. Р. Нормы русского языка в таблицах и тестах: учебное пособие. Пермь: ООО «Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2012. 224 с.;– Данилевская Н. В., Дускаева Л. Р. Русская грамматика в таблицах и тестах. Фонетика, лексика, фразеология, морфология и синтаксис: учебное пособие. Пермь: [б. и.], 2011. 148 с.
Валерия Филимонова