ВЗРОСЛЫЕ ИГРЫ
Игровые моменты на уроках в начальной школе кажутся просто неотъемлемыми, в средней школе встречаются реже, а вот для обучающихся старших классов игры практически отсутствуют. Да, действительно, старшеклассникам необходимо осваивать серьёзный материал, углубляться в него, заниматься исследованиями в рамках образовательной программы. Но разве нельзя некоторые аспекты обучения всё же проводить в формате игры? Конечно можно!
Старшеклассники настолько устают от бесконечных уроков, домашних заданий и дополнительных курсов, что выглядят так, будто бы они обучаются не в школе, а работают в шахте без перерывов между сменами. Поэтому так хочется вдохнуть в них хоть капельку позитива и увидеть улыбку на поникших лицах. Для этого есть разные способы, и одним из них является добавление игровых моментов в процесс обучения.
Конечно, игры для старших классов уже другие. Например, два года назад с 8-9 классами мы разработали собственную настольную игру по русскому языку в формате монополии для подготовки к ОГЭ: сделали игровое поле, разделили его на различные секции. Каждая секция – это определённая тема, проверяемая на экзамене: от пунктуационных норм до структуры написания сочинения 9.3. При подготовке игры ребята изучили спецификацию экзамена, систематизировали материал, сами нашли ответы на вопросы, поработали в команде и создали собственный продукт. Теперь я до сих пор провожу уроки русского языка в 9 классе, используя нашу игру, и каждый раз старшеклассникам очень нравится: в глазах появляется азарт, они действительно работают, обобщают материал, вспоминают или узнают что-то новое.
Иногда работает принцип «чем проще – тем лучше». Даже обычный урок обобщения и систематизации знаний, проведённый в формате интеллектуальной игры, очень ободряет ребят. Тем более, сейчас в свободном доступе можно найти множество готовых интеллектуальных игр: от мозгобойни до своей игры. На команды можно поделить по разному принципу, но мой любимый – соединение вместе тех ребят, которые хорошо разбираются в теме, и тех, которым предмет даётся сложно. Конечно, при условии, что у школьников нет конфликта между собой.
Лингвистические пятиминутки тоже можно провести в формате игры. Это подойдёт для филологов, но, думаю, можно использовать практически на каждом уроке: ряд выбирает человека, который будет его представлять. Тройка конкурсантов встаёт около 5 парт. Каждый правильный ответ продвигает ученика на 1 парту вперёд. Задача – ответить правильно на все вопросы. Когда вопросы заканчиваются, отметка ребёнка зависит оттого, на сколько парт он продвинулся вперёд. Я провожу такое и с 10 классом, они любят играть даже в несколько кругов – так очень хорошо запоминаются особенно сложные слова.
Всегда интересно проводить уроки в формате суда. Например, после прочтения романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» можно разбить класс на пары: один в паре выступает в роли обвинителя, а другой – защитника. Персонажей в романе достаточно, поэтому судить и защищать можно каждого. Ребята готовятся дома, подбирают аргументы, а затем, уже на уроке, представляют свою речь, предлагая одноклассникам путём открытого голосования выбрать, чьи же аргументы оказались убедительнее, и решить судьбу персонажа.
Даже самая обычная игра может стать для вечно хмурых и серьёзных старшеклассников глотком свежего воздуха в череде конспектов, контрольных и рефератов!
Симпатова Валерия Евгеньевна
Учитель МАОУ «Гимназии № 5»