Время «урокодателей» ушло
Мир меняется с огромной скоростью. Книга и учитель уже давно утеряли роль основных источников знаний. Академик Александр Григорьевич Асмолов отмечает: «Не отбрасывая важность педагогических техник и методик, должен выделить главное: сегодня учитель — это мотиватор, интерпретатор смыслов, навигатор в потоках информации, коммуникатор, который организует совместную деятельность детей и управляет их сотрудничеством, а главное, — эксперт в поддержке разнообразия».
Время «урокодателей» давно ушло. Как разбудить в учителе внутреннюю потребность стать педагогом новой формации? Это происходит естественно и постепенно. Как эволюция. Если человек «кожей ощущает» невозможность работать по-старому, то начинает искать новые пути.
Учителю с большим стажем работы особенно трудно, но его выручают советская закалка, трудолюбие, позитивное отношение к жизни, опыт. Молодые педагоги более открыты инновациям. Они быстрее, мобильнее, амбициознее.
Из высших учебных заведений, за редким исключением, в школу приходят выпускники, имеющие хорошие предметные знания, желающие делать карьеру. Однако проблемной зоной новоиспеченных учителей является лишь примерное понимание, как строить урок и организовывать деятельность учащихся; они слабо ориентируются в детской психологии, конфликтологии, в вопросах трудовой дисциплины. Неизбежность общения с родителями вызывает у них страх!
Школьным учителям не хватает знаний о современных детях, чьи особенности во многом связаны с психосоматикой, неврологией, физиологией и даже психиатрией. Эти дисциплины не преподаются будущим учителям, и курсов повышения квалификации по этим направлениям практически нет. Но современный учитель должен быть готов и способен к овладению этими междисциплинарными компетенциями. Например, в нашей школе врач бывает лишь несколько часов 2-3 раза в неделю. И в случае необходимости его должен заменять учитель.
Я поддерживаю позицию руководителя группы разработчиков профессионального стандарта педагога, заслуженного учителя России Евгения Александровича Ямбурга: «Нельзя с учителя требовать того, чему его никто и никогда не учил. Требовать можно тогда, когда научили. А это значит, что необходим серьезный пересмотр содержания педагогического образования и системы повышения квалификации».
В педагогический вуз зачастую идут те, кто не прошел по баллам в другие учебные заведения, — у этих студентов нет внутреннего желания работать в школе. А ведь педагогика — это все-таки призвание. Почему бы не вернуть отработку в школе тех выпускников, кто получил от государства бесплатное педагогическое образование? Того, кто принял решение стать учителем осознанно, это не испугает. Так решился бы вопрос с обеспеченностью школ учителями дефицитных предметов. И случайных людей в образовании, возможно, стало бы меньше.
Великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Никакое улучшение школы, никакое качество образования невозможно иначе, чем через голову учителя». Наши светлые головы понимают необратимость процессов изменения в мире, мучаются в поиске новых решений, но не торопятся, опасаясь наломать дров. Наше сознание порой засоряют формализмом, иногда с ним даже случаются сотрясения, но именно там живут и не ссорятся здравый смысл и креативная идея. Именно там, когда кажется, что выхода нет, происходят инсайты.
Нина Александровна Денисова, заместитель директора по УВР,
учитель русского языка и литературы высшей категории
МАОУ "Экономическая школа № 145" г. Перми