Время «урокодателей» ушло

18 февраля 2020 , 12:38

Мир меняется с огромной скоростью. Книга и учитель уже давно утеряли роль основных источников знаний. Академик Александр Григорьевич Асмолов отмечает: «Не отбрасывая важность педагогических техник и методик, должен выделить главное: сегодня учитель — это мотиватор, интерпретатор смыслов, навигатор в потоках информации, коммуникатор, который организует совместную деятельность детей и управляет их сотрудничеством, а главное, — эксперт в поддержке разнообразия».

 

Время «урокодателей» давно ушло. Как разбудить в учителе внутреннюю потребность стать педагогом новой формации? Это происходит естественно и постепенно. Как эволюция. Если человек «кожей ощущает» невозможность работать по-старому, то начинает искать новые пути.

 

Учителю с большим стажем работы особенно трудно, но его выручают советская закалка, трудолюбие, позитивное отношение к жизни, опыт. Молодые педагоги более открыты инновациям. Они быстрее, мобильнее, амбициознее.

 

Из высших учебных заведений, за редким исключением, в школу приходят выпускники, имеющие хорошие предметные знания, желающие делать карьеру. Однако проблемной зоной новоиспеченных учителей является лишь примерное понимание, как строить урок и организовывать деятельность учащихся; они слабо ориентируются в детской психологии, конфликтологии, в вопросах трудовой дисциплины. Неизбежность общения с родителями вызывает у них страх!

 

Школьным учителям не хватает знаний о современных детях, чьи особенности во многом связаны с психосоматикой, неврологией, физиологией и даже психиатрией. Эти дисциплины не преподаются будущим учителям, и курсов повышения квалификации по этим направлениям практически нет. Но современный учитель должен быть готов и способен к овладению этими междисциплинарными компетенциями. Например, в нашей школе врач бывает лишь несколько часов 2-3 раза в неделю. И в случае необходимости его должен заменять учитель.

 

Я поддерживаю позицию руководителя группы разработчиков профессионального стандарта педагога, заслуженного учителя России Евгения Александровича Ямбурга: «Нельзя с учителя требовать того, чему его никто и никогда не учил. Требовать можно тогда, когда научили. А это значит, что необходим серьезный пересмотр содержания педагогического образования и системы повышения квалификации».

 

В педагогический вуз зачастую идут те, кто не прошел по баллам в другие учебные заведения, — у этих студентов нет внутреннего желания работать в школе. А ведь педагогика — это все-таки призвание. Почему бы не вернуть отработку в школе тех выпускников, кто получил от государства бесплатное педагогическое образование? Того, кто принял решение стать учителем осознанно, это не испугает. Так решился бы вопрос с обеспеченностью школ учителями дефицитных предметов. И случайных людей в образовании, возможно, стало бы меньше.

 

Великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Никакое улучшение школы, никакое качество образования невозможно иначе, чем через голову учителя». Наши светлые головы понимают необратимость процессов изменения в мире, мучаются в поиске новых решений, но не торопятся, опасаясь наломать дров. Наше сознание порой засоряют формализмом, иногда с ним даже случаются сотрясения, но именно там живут и не ссорятся здравый смысл и креативная идея. Именно там, когда кажется, что выхода нет, происходят инсайты.

 

Нина Александровна Денисова, заместитель директора по УВР,

учитель русского языка и литературы высшей категории

МАОУ "Экономическая школа № 145" г. Перми


Автор:


Читайте также
Вера Селянинова: «Экономику страны делают рабочие кадры»
13 августа, 05:33
Вера Александровна Селянинова – педагог, директор образовательных учреждений с многолетним стажем, основатель и руководитель центра повышения квалификации «Становление». Её карьера началась в сельской школе, продолжилась в профессиональных училищах, а сегодня команда под её руководством обучает специалистов по всей России и за её пределами. В интервью мы обсудили тонкости профессионального самоопределения, современные подходы к обучению и мифы о рабочих профессиях.
Подробнее
Раиса Кассина: «Создаём условия, чтобы каждый школьник знал, кем он хочет стать»
13 августа, 05:16
Редакция краевой школьной газеты «Перемена-Пермь» совместно с юнкорами МАОУ «СОШ № 55» г. Перми поговорили с Министром образования и науки Пермского края Раисой Алексеевной Кассиной о том, как правильно выстроенная профориентационная работа помогает современным подросткам выбрать будущую профессию.
Подробнее
Маркировка рекламы – важная составляющая грамотной журналистской работы
16 июня, 08:39
С 1 сентября 2023 года в России действует новый порядок маркировки рекламы в Интернете. Согласно закону, все рекламные материалы, размещаемые в сети, должны быть зарегистрированы через операторов рекламных данных, а креативы (визуальное или текстовое оформление рекламы, направленное на повышение эффективности коммуникации с целевой аудиторией) – снабжены специальным идентификатором. По этому поводу 9 июня в Пермской торгово-промышленной палате была организована практическая бизнес-игра «Маркировка рекламы». Мероприятие вызвало большой интерес у представителей малого и среднего бизнеса, маркетологов, блогеров, специалистов рекламных агентств и СМИ. Редакция «Перемены Пермь» тоже приняла участие в бизнес-игре.
Подробнее