ТВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР
Профессиональное самоопределение – важнейшая часть школьной, а порой и студенческой жизни. Все же знают золотое правило 3 курса университета, которое гласит: неважно, на каком направлении вы учитесь в университете – к 3 курсу вы всё равно разочаруетесь в получаемой профессии. А вот чтобы этот девиз обошёл вас стороной, нужно с умом подойти к выбору будущей специальности. Но как же сделать это грамотно?
Во-первых, не стоит пренебрегать профориентационными мероприятиями, проводимыми в школах. Уже с 7-8 класса школьников начинают направлять к выбору интересующей их сферы деятельности. Для начала необходимо пройти тестирование, которое определит ваши склонности (если вы сами ещё сомневаетесь в выборе).
Во-вторых, важно вести диалог. Диалог с родителями, учителями и одноклассниками. Не бойтесь задавать вопросы касательно нюансов интересующей вас профессии. Часто у школьников бывает крайне поверхностное восприятие собственного будущего, размытое и расплывчатое: хочу быть врачом (а каким именно?), хочу зарабатывать много денег (все хотят, что уж скрывать, а в какой сфере?), хочу стать популярным (но в чём?). Очень важно заранее понимать, освоение каких наук вам потребуется, какие компетенции сегодня ценит работодатель в выбранном вами направлении.
В-третьих, не бояться принимать участие в проектах, конкурсах, посещать лекции или мастер-классы по интересующему направлению деятельности. Это очень важно, так как поможет вам не со стороны, а изнутри узнать тонкости специфики работы.
Какие же высшие учебные заведения находятся в приоритете у школьников? На базе МАОУ «Гимназии № 5» было проведено анкетирование с целью выявления приоритетных для подростков университетов. Обучающиеся 8-11 классов гимназии поделились своим мнением. В анкетировании приняли участие 147 опрошенных.
57 % интересуются ВУЗами, находящимися за пределами Пермского края, аргументируя это следующим образом: 64,5 % выбирают направления, которых нет в университетах нашего города, 24 % отмечают, что учёба в других городах даст больше шансов на успешное трудоустройство, а 11,5 % опрошенных считают, что в выбранных ими университетах за пределами Пермского края уровень образования на порядок выше. 37 % опрошенных выбирают ВУЗы нашего города и края. 6 % рассматривают обучение за пределами России.
Какие же специальности и профильные направления сегодня интересуют подрастающее поколение?
13 % отдают своё предпочтение специальностям, связанным с экономикой и финансами, 21 % планируют осваивать юриспруденцию, 4 % заинтересовали специальности, связанные со спортом и физической культурой, 14 % опрошенных выбирают изучение иностранных языков и работу в сфере переводоведения, 16 % заинтересованы в инженерии и механике, 9 % отдают своё предпочтение специальностям, связанным с физикой, биологией или химией, 5 % заинтересованы в языкознании и филологии на русском языке, а 18 % респондентов отметили выбор творческих специальностей.
Однако даже когда сам старшеклассник определился с выбором направления, ему необходимо проделать серьёзную аналитическую работу, сравнивая различные ВУЗы, отмечая преимущества одних и недостатки других. Именно поэтому во многих школах существуют тьютеры – педагоги, которые помогают школьникам наравне с родителями, отслеживают Дни открытых дверей в университетах, подсчитывают необходимые баллы для поступления и просто направляют ребёнка в освоении компетенций для будущей специальности.
Безусловно, выбор будущей специальности – дело очень ответственное. И чтобы диплом о высшем образовании не подпирал ваш принтер и не стал подставкой под кофе, важно заранее строить траекторию будущего пути!
Симпатова Валерия Евгеньевна
учитель МАОУ «Гимназии № 5» г. Перми