НАЧАЛЬНАЯ И СРЕДНЯЯ ШКОЛА: КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?
Сегодня у многих учителей-предметников среднего и старшего звена есть стереотипное представление о том, как должно быть организовано обучение в начальной школе. И эти стереотипы далеко не всегда совпадают с тем, как работают педагоги начальной школы и с тем, как должен быть простроен учебный процесс. Одни считают, что их диагностика готовности к переходу в 5 класс показывает, что обучающиеся усвоили всё, что необходимо, и без проблем справятся с новым материалом, а другие не согласны с этими данным. Возникает вечный вопрос: кто виноват и что делать?
В итоге мы получаем 5-классников, которые все 4 года до этого усердно трудились, выделяя, к примеру, служебные части речи в треугольник, и когда учитель русского языка просит объяснить непонятные знаки в рабочей тетради – происходит некоторый когнитивный диссонанс как у учителя, так и у ученика. Такие ситуации могут возникнуть и на других уроках. Безусловно, необходим диалог, который приведёт к преемственности программ, а главное – к созданию общей картины обучения у ребёнка.
Ещё одна немаловажная проблема заключается в смене классных традиций с приходом нового классного руководителя. К примеру, в нашей гимназии был опыт (вынужденный, по производственной необходимости) перехода классного руководителя начальной школы в среднее звено. И этот опыт оказался, к сожалению, негативным. По диагностическим данным, такие классы позднее других адаптировались к новым реалиям обучения. Казалось бы, какая может возникнуть проблема? Классный руководитель, который держал под своим крылом ребят ещё с их первого шага в мир школы, здесь продолжил традицию, применял те же формы взаимодействия, но что-то пошло не так…
В нашей гимназии очень трепетно подходят к подбору нового классного руководителя. В 80 % у педагогов должен быть похожий стиль общения и обучения, или, к примеру, если один учитель – очень творческая личность в одном направлении, то второй руководитель может быть так же творческим, но в чём-то другом. Как говорит наш заместитель директора, Долбилкина Ирина Леонидовна: «Проведя в классе 2-3 урока, я могу безошибочно сказать, кто является в нём классным руководителем». Все люди индивидуальны, но влияние классного руководителя всегда оставляет свой след.
Отдельно можно выделить и родительский комитет. Самый пик активности родителей приходится именно на начальное звено: здесь они устраивают множество различных поездок, мероприятий, игр. Но также родители (не все, конечно) привыкают делать вместе с ребёнком, а иногда и даже за него какие-то проекты. И здесь очень важно объяснить, что работы должны быть выполнены именно обучающимся. Да, пускай это будут далеко не идеальные и гениальные проекты, зато ребёнок сделает это САМ! Гиперопека не приведёт к становлению самостоятельности. К самостоятельности, безусловно, необходимо готовить постепенно. Взять и перестать резко помогать ребёнку – это тоже не дело, однако важно поэтапно подталкивать к самостоятельности. Обучающийся должен научиться сам решать проблемы.
Идеального рецепта мягкого перехода из начального звена в среднее, увы, не существует, однако можно придерживаться следующего: подбор классного руководителя, схожего по качествам, педагогическому стилю или темпераменту с предыдущим, постепенная подготовка к самостоятельности, не ослабление родительского контроля, а его переход в новую форму (слежу, контролирую, но не делаю за ребёнка), диалог учителей начальной и средней школы. Нерешаемых задач не существует! А мы, педагоги, понимаем, что самое главное – это комфорт ученика!
Симпатова Валерия Евгеньевна
Учитель МАОУ «Гимназии № 5»