НАЧАЛЬНАЯ И СРЕДНЯЯ ШКОЛА: КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?

19 марта 2021 , 06:11

Сегодня у многих учителей-предметников среднего и старшего звена есть стереотипное представление о том, как должно быть организовано обучение в начальной школе. И эти стереотипы далеко не всегда совпадают с тем, как работают педагоги начальной школы и с тем, как должен быть простроен учебный процесс. Одни считают, что их диагностика готовности к переходу в 5 класс показывает, что обучающиеся усвоили всё, что необходимо, и без проблем справятся с новым материалом, а другие не согласны с этими данным. Возникает вечный вопрос: кто виноват и что делать?

  

В итоге мы получаем 5-классников, которые все 4 года до этого усердно трудились, выделяя, к примеру, служебные части речи в треугольник, и когда учитель русского языка просит объяснить непонятные знаки в рабочей тетради – происходит некоторый когнитивный диссонанс как у учителя, так и у ученика. Такие ситуации могут возникнуть и на других уроках. Безусловно, необходим диалог, который приведёт к преемственности программ, а главное – к созданию общей картины обучения у ребёнка.

  

Ещё одна немаловажная проблема заключается в смене классных традиций с приходом нового классного руководителя. К примеру, в нашей гимназии был опыт (вынужденный, по производственной необходимости) перехода классного руководителя начальной школы в среднее звено. И этот опыт оказался, к сожалению, негативным. По диагностическим данным, такие классы позднее других адаптировались к новым реалиям обучения. Казалось бы, какая может возникнуть проблема? Классный руководитель, который держал под своим крылом ребят ещё с их первого шага в мир школы, здесь продолжил традицию, применял те же формы взаимодействия, но что-то пошло не так…

  

В нашей гимназии очень трепетно подходят к подбору нового классного руководителя. В 80 % у педагогов должен быть похожий стиль общения и обучения, или, к примеру, если один учитель – очень творческая личность в одном направлении, то второй руководитель может быть так же творческим, но в чём-то другом. Как говорит наш заместитель директора, Долбилкина Ирина Леонидовна: «Проведя в классе 2-3 урока, я могу безошибочно сказать, кто является в нём классным руководителем». Все люди индивидуальны, но влияние классного руководителя всегда оставляет свой след.

  

Отдельно можно выделить и родительский комитет. Самый пик активности родителей приходится именно на начальное звено: здесь они устраивают множество различных поездок, мероприятий, игр. Но также родители (не все, конечно) привыкают делать вместе с ребёнком, а иногда и даже за него какие-то проекты. И здесь очень важно объяснить, что работы должны быть выполнены именно обучающимся. Да, пускай это будут далеко не идеальные и гениальные проекты, зато ребёнок сделает это САМ! Гиперопека не приведёт к становлению самостоятельности. К самостоятельности, безусловно, необходимо готовить постепенно. Взять и перестать резко помогать ребёнку – это тоже не дело, однако важно поэтапно подталкивать к самостоятельности. Обучающийся должен научиться сам решать проблемы.

  

Идеального рецепта мягкого перехода из начального звена в среднее, увы, не существует, однако можно придерживаться следующего: подбор классного руководителя, схожего по качествам, педагогическому стилю или темпераменту с предыдущим, постепенная подготовка к самостоятельности, не ослабление родительского контроля, а его переход в новую форму (слежу, контролирую, но не делаю за ребёнка), диалог учителей начальной и средней школы. Нерешаемых задач не существует! А мы, педагоги, понимаем, что самое главное – это комфорт ученика!

Симпатова Валерия Евгеньевна

Учитель МАОУ «Гимназии № 5»


Автор:


Читайте также
ОТ ПОСАДКИ ДЕРЕВЬЕВ ДО КВЕСТА ОТ МЧС
30 июня, 13:26
7 июня 2024 года в Перми прошла экологическая игра «Тропою здоровья». Игра реализована на средства гранта «Эколето» Управления по экологии и природопользованию администрации города Перми, её организатором стала Ассоциация «Врачи перемен». В рамках этого мероприятия для участников было проведено много интересных мастер-классов и квестов. Одними из самых запоминающихся были посадка деревьев и квест от представителей Главного управления МЧС России по Пермскому краю  и поискового отряда «Регион 59». Подробнее о них мы расскажем в этой статье.
Подробнее
ЭКОПУТЕШЕСТВИЕ: "ТАЙНЫ РЕКИ ГАЙВЫ" ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ ШКОЛЬНИКОВ
28 июня, 10:06
В век информационных технологий, когда дети всё больше времени проводят в виртуальной реальности, важно приобщать их к красоте и богатству реального мира. В этом году экотропа «Тайны реки Гайвы» предложила уникальную возможность для школьников окунуться в мир природы, познакомиться с её красотами и удивительными явлениями, а также развить чувство ответственности за сохранение окружающей среды. Всего мы провели 4 экскурсии для 6 разных групп юных исследователей. Тропу посетили ученики из 3-х школ: МАОУ «СОШ №24», МАОУ «СОШ №37» и МАОУ «СОШ №45».
Подробнее
НЮАНСЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ЛЮДЕЙ С ОВЗ: СЛОЖНОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ВОЗМОЖНОСТИ
27 июня, 17:13
28 мая 2024 года Центром опережающей профессиональной подготовки Пермского края (ЦОПП) был проведён круглый стол на тему «Работа для всех: эффективное сотрудничество для инклюзивного рынка труда». Цель встречи – организовать диалог представителей органов исполнительной власти Пермского края, предприятий и профессиональных образовательных организаций о возможностях создания рабочих мест для граждан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Мероприятие модерировала Оксана Олеговна Дробченко – заместитель директора по развитию АНО ДПО «Центр проектов «Переменим».
Подробнее