Как в нашем доме стали разговаривать предметы
Когда моей девочке было года два, она сделала для себя удивительное открытие: оказывается, у её мамы тоже есть мама.
– Почему ты бабушку называешь мамой? – однажды вот такой неожиданный вопрос задал мне мой ребёнок.
– У каждого человека, даже у взрослого, есть мама и папа, – немного растерявшись, ответила я.
– А наша старенькая прабабушка тоже чья-то мама?
– Конечно, она родила твоего дедушку Игоря!
Эта поразительная новость стала для малышки ключом к двери в огромный мир её семьи.
Я же задумалась: как рассказать своей девочке о её предках в ярких красках? И придумала историю с «говорящими предметами», коих в нашей квартире, неожиданно для меня самой, оказалось предостаточно.
Почти 15 лет назад эту кружку вручили моей бабушке, труженице тыла
Первым таким артефактом оказалась 500-граммовая алюминиевая кружка с надписью «60 лет Победы». Почти 15 лет назад её вручили моей бабушке, труженице тыла. К сожалению, она не увидела моих детей... Уже местами обколотую и потемневшую кружку я никому не даю убирать с моей кухни. Потому что для меня это не просто предмет посуды. Это память о дорогом человеке и моём счастливом детстве.
В канун 70-летия Победы мы уселись с дочкой почаёвничать. К этому времени она уже выучила «День Победы, как он был от нас далёк…». Буквально на днях ей вручили на улице георгиевскую ленту, а ещё мы побывали с ней у «Вечного огня». Я взяла кружку, поставила её перед малышкой и сказала: «А знаешь, какую историю она хранит для тебя? Историю про твою прабабушку Клавдию. Она была немного постарше тебя, когда началась Великая Отечественная война. Её папу сразу назначили солдатом, и он ушёл воевать с врагом, чтобы защитить свою жену и дочек. Эту кружку вручили прабабушке за то, что она, будучи ребёнком, в тяжёлое военное время наравне со взрослыми женщинами работала на лесозаготовке».
Этот рассказ так увлёк мою дочку, что наше чаепитие растянулось на несколько часов. Потом ещё целую неделю, каждый день, она усаживала меня за кухонный стол и просила рассказать ей про свою прабабушку и про Великую Отечественную войну. Мы поговорили с ней о многом. О том, что у детей того времени не было сладостей, их не водили в кино, им не выписывали через Интернет игрушки и книжки; о том, что дети, полуголодные и плохо одетые, не смели капризничать, потому что должны были вести себя по-взрослому; о том, что многие из них навсегда остались без пап, как прабабушка Клава и три её сестры.
Сахар из дедушкиной сахарницы кажется ещё слаще
Через некоторое время я познакомила ребёнка с новым «собеседником». На этот раз – со старой сахарницей из советского сервизного набора. Его подарили на 60-летний юбилей деду, когда его провожали на пенсию с поста директора совхоза «Тимирязевский». Точно такой же сервиз из выгравированного металла как символ ушедшей советской эпохи я видела в пермском Доме Мешкова.
– Маюшка, эта сахарница принадлежала твоему прадедушке, – сказала я, выставив «говорящий предмет» на середину стола.
– Твой прадед был очень необычным человеком. Он был иностранец, его настоящее имя Ким Сон Бек. Он прожил очень интересную жизнь. У него был огромный-огромный сад с такими высокими деревьями, что сквозь них мне порой нельзя было разглядеть небо.
В тот день мне опять пришлось отвечать на самые разные вопросы: «А кто такие иностранцы?», «А как твой дедушка попал в нашу страну?», «А что такое совхоз?» и ещё, и ещё, и ещё.
А потом мы познакомились с Евангелием 1915 года. Книгу с пожелтевшими страницами и пропитанную запахом церковных свечей вручила нам с мужем в день нашего венчания моя бабушка. Моя дочка бережно перелистывала православное издание, которое более ста лет назад держали в руках её прапрабабушка и прапрадедушка.
Так в нашей семье игра в «говорящие предметы» превратилась в эффективную воспитательную практику, которая помогает мне расширять кругозор детей. Такое общение мотивирует к любознательности и способствует сохранению семейных ценностей.
А какие «говорящие предметы» есть в ваших семьях? Поделитесь с нашей редакцией своими историями!
Мария Дурбале
Марина Зыбина, педагог-психолог высшей квалификационной категории, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ЦДТ «Сигнал» г. Перми:
– Без прошлого нет настоящего. Человек рождается на свет, взрослеет и начинает задумываться: «Кто я? Откуда мои корни?» Память есть у всего живого и даже неживого. Поэтому вспоминать полезно! За такими семейными посиделками и разговорами кроются не только правильные коммуникации, но и взращиваются общечеловеческие ценности: доброта, уважение, милосердие, эмпатия. Я бы сказала, такая форма общения также даёт психотерапевтический эффект: создаёт благоприятный психологический климат в семье, взаимную моральную и эмоциональную поддержку, понимание и принятие друг друга.
В музее нашего центра детского творчества, кстати, тоже проводятся встречи «История одного экспоната». Беседы сопровождаются интерактивом. Про выбранный предмет дети поют песни и придумывают небольшие рассказы, находят ему аналоги, которые появились в современном мире. Ещё ребята рассуждают, о чём мог бы поведать экспонат, если бы умел говорить.