Хочешь стать умнее — заведи ребёнка
Если бы не дети, я многое бы упустила в этой жизни. Вот взять, например, кузнечиков. Читая ребёнку познавательную книжку, я на четвёртом десятке узнала, что у этих насекомых пять глаз. А уши у них находятся на ногах, если точнее — на прыжковых лапках...
А как думаешь ты?
Когда родилась Майя, меня словно молнией пронзило: этот маленький человек ничего, совсем ничего не знает. И тут я почувствовала себя Властелином её только-только зарождающегося мира. Назови я белое чёрным, пустое полным, уродливое красивым — для неё это таковым и будет. Поэтому на очередное «кто, что, почему, зачем?» я рикошетом отправляла «а как думаешь ты?». Результаты воспитательной методики не заставили себя ждать.
Однажды трёхлетняя дочка попросила принести ей из детской пазл «с ёжиком, который катается на тележке». Я удивилась тому, что не знакома с этой игрушкой. Обыскала все три комнаты, но ежа в телеге не обнаружила. Тогда Майя сама принесла деревянную картинку и шлёпнула её на стол, прямо перед моим носом: «Как ты искала, мама?!» На пазле в обычной садовой тачке была нарисована… охапка сена. «Кажется, зрение меня подводить стало», — улыбнулась я. С тех пор заурядные вещи и мне кажутся совершенно неочевидными. Мы даже игру придумали «Метаморфозы»: воображаем всей семьёй, какие могут быть новые функции у привычных предметов.
Спасибо Ожегову и виртуальным помощникам
Как-то дарю Майе энциклопедию. Она открывает книгу и восторженно-протяжно говорит: «Да тут же целое стадо слов!». «Да, — отвечаю, — сейчас мы с тобой это поголовье приручать будем». Способ приручения у нас обычно выглядел так: мы прочитывали текст, выявляли непонятные слова и тут же делали их близкими приятелями с помощью словаря С. И. Ожегова. Дочка взяла за правило не перелистывать страницу, пока на ней остаётся хотя бы один незнакомец. Читая вместе с ней, не только я расширяла свой кругозор (а в детской литературе для меня оказалось немало открытий), но и наш папа. Правда, в отличие от меня, муж отказался от подсказок известного лингвиста. Он очень быстро научил дочку узнавать значения слов у виртуальных голосовых помощников Siri и Алисы.
ФАНТИКИ — как много в этом слове
Апогеем моих «родительских открытий» на сегодняшний день стала история с фантиками. Во втором классе Майе дали задание подготовить исследовательскую работу. Тему она могла выбрать сама.
— Давай, мама, про конфетные обёртки расскажем! — предложила дочь.
— Как-то незначительно для школьной конференции, — удивилась я.
— «ФАН-ТИ-КИ» очень значительно звучит, — не унимался ребёнок.
И понеслась душа в рай. Сделали мы с ней труд «Отражение истории страны в названии конфет и дизайне фантиков». Пришлось мне договариваться со старейшей кондитерской фабрикой Перми об индивидуальном визите моего юного исследователя. Серьёзное предприятие, работающее в международных масштабах, организовало для нас удивительную экскурсию по всем цехам и корпоративному музею. Сколько мы узнали интересного! Действительно, оказалось, что с помощью конфетных обёрток можно проследить основные вехи российской истории со второй половины 19 века. Лично мне более всего запомнился период 90-х годов 20 века, когда в нашей стране появился закон об авторских правах. Фабрика «Красный Октябрь» получила права почти на все известные названия конфет и оформление фантиков. Другие же кондитерские холдинги не растерялись и стали выпускать «конфетные пародии». Так «Мишку на севере» заменили конфеты «Брат с севера приехал», а «Красную шапочку» — «А я к бабушке иду».
Сколько мне ещё предстоит открыть для себя! Одно я точно уяснила: хочешь стать умнее — заведи ребёнка.
Мария Дурбале