ФОРМУЛА ХОРОШИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КЛАССЕ
Первое сентября – всегда волнительный момент: букеты цветов, белые рубашки, большие банты и ленточки. Конечно, волнуются школьники, судорожно вспоминают, всё ли готово к новому учебному году, родители, но не менее волнителен этот день и для самих учителей.
Конечно, первое сентября традиционно посвящено торжественной линейке и классному часу, а вот уже на следующий день начинается учебный процесс, и, взглянув на расписание, учитель может увидеть там класс, в котором раньше не преподавал.
Каждый относится по-разному к новому классу: для кого-то процесс смены учеников уже является чем-то обыденным, а кто-то переживает каждый раз, будто впервые. Однако в любом случае первые уроки в новом классе самые важные, поскольку необходимо правильно построить хорошие «рабочие отношения».
Все классы уникальны, везде разный «подбор» детей, поэтому невозможно вывести идеальную формулу хороших взаимоотношений в классе: можно до дыр прочесть различные методики преподавания, но не все они будут действовать одинаково, предположим, в 5 «А» и 5 «Б», однако общие моменты всё же выделить можно:
1. Расскажите об особенностях учебного процесса на вашем предмете. Для этого учитель должен на первых уроках нового учебного года чётко разъяснить ученикам требования к своему предмету. Это же можно и нужно продублировать родителям класса и классному руководителю. Причём требования должны выполняться всегда, иначе они потеряют смысл: расскажите о том, как необходимо оформлять задание, сколько тетрадей завести, установите срок сдачи работ.
2. Комментируйте работу учащихся. Нельзя просто зачёркивать неправильные ответы, поскольку ребёнок может не понять, что он сделал не так. Покажите ему ошибки, вместе с ним разберите, как надо было сделать правильно, уделите внимание логике решения задания. Давайте комментарии и к устным ответам, и даже если они верны лишь частично, скажите об этом, чтобы у ученика не пропал стимул к подготовке: да, сейчас он не всё сделал верно, однако что-то он понял, но вот в каких-то моментах следует разобраться ещё раз.
3. Не выключайте человечность. Важно не уходить в крайности: не становитесь для учеников непонимающим и чёрствым учителем, но в то же время не пытайтесь стать другом. Да, вы можете сказать, что понимаете причину опоздания или забытого домашнего задания, но всё же есть ряд требований, которые нужно выполнять.
4. Не отказывайте ученику в дополнительном разъяснении темы, если он отсутствовал на уроке по уважительной причине. Установите часы консультаций, допустим, раз или два в неделю, расскажите о них ученикам, родителям, классному руководителю. И именно в эти часы приглашайте тех, у кого возникают затруднения в изучении какой-то темы.
5. Будьте в тренде. Знать всё на свете невозможно, но и отказываться от получения новых знаний не стоит. Узнайте, чем сейчас интересуются школьники, какие темы для них важны. Это сделает вас педагогом не далёким от проблем и интересов учеников, а тем, кто может в своей практике совмещать устоявшиеся методики преподавания с новыми. Обыграйте зависимость от телефонов в свою сторону: проведите несколько уроков с использованием интернета в обучающих целях, обратите внимание на новые приложения для обучения, покажите детям, что телефон существует не только для общения и выкладывания фотографий. Восхитите учеников фразой не «достаём двойные листочки», а «достаём свои мобильные телефоны».
Слаженная работа в классе происходит тогда, когда ученики и родители знают, что от них требует учитель, и важно не зацикливаться на образе невероятно неприступного и строгого педагога, а такого учителя, который, как бы банально ни звучало, «чувствует» класс: его темперамент, индивидуальные особенности, и может всё это использовать для успешной и интересной работы. И лишь только когда самому учителю нравится то, что он делает, этим он и будет «заражать» своих учеников!
Симпатова Валерия Евгеньевна
учитель МАОУ «Гимназии № 5» г. Перми