Наталия Агафонова: «Мы практикуем контактную педагогику»
Мало кто знает, что частные образовательные учреждения занимают лидирующие места мирового рейтинга университетов наравне с государственными. Чикагский, Стэндфордский, Гарвардский университеты, Калифорнийский технологический институт — все они не зависят от госбюджета. Компактные, гибкие, эффективные, они обеспечивают себя сами, поэтому крайне заинтересованы предоставлять образовательные услуги высшего качества. В Перми тоже есть частный вуз — Западно-Уральский институт экономики и права. Его ректор Наталия Агафонова развенчала мифы и стереотипы, связанные с частным высшим образованием.
— Наталия Николаевна, правильно ли я понимаю, что выпускники частного образовательного учреждения (ЧОУ) получают такие же дипломы, что и выпускники бюджетных вузов?
— Разумеется. Мы точно так же обучаем по федеральным государственным образовательным стандартам, нас контролируют те же организации. Наши преподаватели соответствуют предъявляемым высоким требованиям. Соответственно, по окончании института выпускники получают дипломы установленного образца о высшем образовании.
— Чем институт отличается от университета?
— Лишь «технологическим приземлением». Университет даёт более широкое образование, имеет крупные научные и методологические разработки. Но надо понимать, что, когда была введена система бакалавриата и магистратуры, требования к университетам и институтам по образовательному процессу практически сравнялись.
— В чем особенность частного вуза?
— Он быстрее реагирует на рынок, видит тенденции в профессиональной сфере, бизнесе. У нас меньше бюрократии. Наших студентов немного, к каждому — индивидуальный подход. Стоимость обучения конкурентоспособная. При этом, хоть студент — наш клиент, мы выстраиваем в вузе культуру дисциплины. Сразу договариваемся, что нельзя опаздывать, нужно выполнять необходимый объём работ. За невыполнение плана отчисляем.
— По каким направлениям бакалавриата ведется подготовка?
— Юриспруденция, экономика, менеджмент и прикладная информатика. Наши бакалавры могут параллельно пройти программы дополнительного профессионального образования. Например, быть юристом в сфере цифровой экономики, семейного бизнеса, управления рисками.
— Как выстраивается работа со студентами?
— Мы практикуем контактную педагогику. При поступлении обсуждаем с каждым абитуриентом его интересы, мотивацию. Даем обучающимся установку на проактивную жизненную позицию, объясняем, что нужно не бояться ошибок, уметь «разучиваться», то есть перестраиваться на новые профессиональные рельсы. Наши студенты параллельно с учебой участвуют в форумах, конференциях, фестивалях; посещают бизнес-тренинги лучших российских консультантов, причём бесплатно. У нас ведется рейтинг: награждаем лучших участием в парусной регате в Демидково, походами в театр.
— Что отличает ваших преподавателей?
— Мы формируем профессорско-преподавательское ядро с новым мировоззрением. Роль педагога сильно изменилась за последние годы, и мы это чувствуем. Наши преподаватели выступают не только источником знаний, они превращаются в тьюторов, играющих тренеров. Они находятся внутри своей отрасли, чувствуют тенденции на 10 лет вперед. Со студентами работают и профессора, и люди из бизнеса, так что ребята получают не только академические знания, но и реальные, востребованные практические навыки.
— В прошлом году институт отметил 25-летие. Расскажите о планах на будущее.
— Наша цель – создать среду «социального заражения» внутри вуза, чтобы воспитывать проактивную молодежь, свободную от стереотипов и привязок к территории и одной профессии на всю жизнь. Мы хотим превратиться в инновационный институт, где у студентов выстраиваются индивидуальные траектории развития, внедрено тьюторство, бизнес-стажировки и профессиональные пробы. Чтобы наши выпускники твердо стояли на ногах, не боялись перемен, были гибкими, зарабатывали достойные деньги.
Ирина Кучумова