ПСИХОЛОГ В ПОМОЩЬ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ
Успешная учёба в школе во многом зависит от климата внутри коллектива, а в первую очередь – в классе. О том, как наладить работу в коллективе учащихся, рассказывает педагог-психолог школы №65 Ольга Константиновна Кривоногова.
- На что в первую очередь следует обратить внимание при работе с классом?
Важно учитывать возрастные и личностные особенности учеников. Например, в младшем звене учитель становится значимым взрослым для ученика: дети беспрекословно верят в то, что говорит старший человек. Младшие школьники исполнительны, у них повышена восприимчивость.
Подростки же испытывают множество сложностей, связанных с гормональной перестройкой. Они начинают подвергать сомнению слова учителя ивысказывать своё мнение. В этом случае важно завоевать доверие ребят. Возможность самовыражения очень много значит для подростка. Можно привлечь учащихся к полезным делам, где они смогут проявить себя, однако при этом необходимо учитывать интересы детей.
- Основные проблемы, с которыми можно столкнуться. Как их решать?
- Гиперактивные дети, которым сложно сдерживать свою энергию. Важно учесть эту особенность и спокойно отнестись к ней. Такие дети не выносят нотаций и приказного тона, однако они обязательно выполнят просьбу, если их вежливо попросить.
- Конфликты в классе, которые дети зачастую не умеют разрешать самостоятельно. Главная ошибка учителей заключается в том, что они пытаются рассудить – кто прав, а кто виноват, однако в первую очередь важно понять суть конфликта и помочь ребятам найти выход из сложившейся ситуации.
- Неподобающее поведение во время урока. В этом случае важно учесть особенности ребёнка, а также понять, в чём заключается проблема и почему ребёнок демонстрирует такое поведение.
- 10 рекомендаций для классных руководителей:
- Разработать правила класса;
- Воспитывать положительное отношение к учёбе;
- Правильно реагировать на ошибки ребёнка, избегать подчёркивания промахов;
- Стараться сплотить коллектив с помощью школьных мероприятий, совместных выездов и проектов;
- На уроках практиковать групповые виды деятельности (при этом важно менять состав микрогрупп);
- Внести юмор во взаимоотношения с детьми, демонстрировать оптимизм;
- Обратить внимание на интересы ребёнка и дать ему зону ответственности в классе, чтобы он мог реализовать себя;
- Поддерживать словами, ободряющими фразами и улыбкой;
- Проводить классные часы на важные темы: о конфликтах и о способах их разрешения, о дружбе и о ценности общения;
- При возникновении сложностей привлекать специалистов или родителей.
Татьяна Сукрушева