ПЕРВЫЙ ДИРЕКТОР

18 июня 2020 , 08:50

О непростой судьбе первого директора 45-й школы г. Перми Павла Ильича Миронова, прошедшего всю Великую Отечественную войну, прирождённого педагога, оставившего светлую и долгую память в сердцах благодарных учеников, мы поговорили с его дочерью – Валентиной Павловной Мироновой.

 

– Как ваш отец стал педагогом и директором? С чего все началось?

– Мой отец родился 25 августа 1914 года в глухой деревне. Но он настолько был увлечён мечтой быть грамотным, образованным, что ходил учиться за много километров, закончил школу.

 

Сразу после окончания школы он уже становится учителем, а в 18 лет он уже был директором средней школы. А потом началась война. Будучи директором, сразу после выпускного вечера 22 июня 1941 года он со своими выпускниками отправился в районный центр, чтобы их отправили на фронт. Войну он прошёл полностью, попав в стрелковую дивизию, после чего его назначили политруком роты связи, и служил ещё 3 года на территории Польши после её окончания.

 

Отец прошёл всю войну пешком от Москвы до границы, страшные бои на Вязьме, за Днепр, получил множество ранений и контузию, получил благодарственное письмо Сталина. От рядового дослужился до майора, но быть военным не хотел. Насмотревшись на разрушенные города, сожжённую землю, он мечтал по-прежнему о своей мирной профессии учителя. И уже в 1946 году в Польше он создал первую русскую школу для детей военных. Неоднократно посылал рапорты о своей демобилизации и вот, наконец, в 1947 году пришло разрешение выбрать: Казань, Челябинск, Пермь.  После того, как его демобилизовали, в 1948 году, мы приехали в Пермь.

 

– С чего он начал свою работу, когда его назначили директором 45-й школы?

– Школа, которую ему дали, находилась в Лёвшино. Хорошая была школа, дети её любили, но она попадала под затопление и оказалась бы на дне камского моря (в этот послевоенный период возобновились работы по строительству Камской ГЭС. – Примечание ред.).

 

В это время начали строить новое школьное здание, и в течение 1949 года отец как прораб ходил на этот бугор, который был песчаным, на стройку. В своём дневнике отец отмечает, что на этом месте, где сейчас большой посёлок, было только два дома. И вот в 1950 году школа была построена, 1 сентября она открылась.

 

Время было совершенно другое, и работа директора была не такая как сейчас. Тогда директор меньше всего занимался непосредственно преподавательской работой, так как было нужно выполнять большой объём хозяйственной работы. В школе не было ничего, ни парт, ни стульев – всё это надо было откуда-то доставать. Отапливалось здание отавтономной котельной, для которой нужен был уголь, его постоянно не хватало. Котлы часто лопались, лишних работников не было, поэтому самому порой приходилось за кочегара работать и находить рабочих, чтобы эти котлы ремонтировать.

 

Вот запись в дневнике отца, сделанная в 1968 году. Она говорит о том, что в 3 часа ночи работник котельной сообщил ему, что лопнули котлы. А это был декабрь, было холодно. И он начинает искать того, кто может помочь. Звонит на завод – слесаря не дали. Стал искать шабашников из родителей учащихся, заплатил 70 рублей слесарю из своих денег, хотя зарплата у него была всего 40 рублей. И пишет с радостью, что к утру отремонтировали котлы, и 29 декабря ребята пришли в тёплую школу. Вот ещё такими делами приходилось заниматься.

 

– Какие приоритеты в своей работе ставил Павел Ильич?

– За годы его директорства школа преобразилась, как преобразился и весь посёлок. Во-первых, отец каким-то образом понимал задачи школы раньше, чем наше вышестоящее руководство. Поскольку его жизнь была очень тяжёлой, он понимал, что дети не должны быть барчуками (ленивыми, изнеженными молодыми людьми. – Примеч. ред.). После войны столько работы, надо всё восстанавливать, создавать. Поэтому при школе стали строить мастерские. Они были построены напротив школы. Там были столярная и слесарная мастерские для мальчиков, а также швейная и кулинарная – для девочек. То есть каждый занимался тем, чем хотелось.

 

Отец прекрасно понимал, что дети должны быть физически выносливыми, поэтому стали строить спортивный зал, потому что при школе его не было. И вот старшеклассники вместе со специалистами построили каменное здание спортзала.  Туда ходили заниматься спортом рабочие ПДК и, пожалуй, всего поселка.

 

Поскольку отец был деревенским, он старался приучить детей к физическому труду. Для этого возле школы сначала разбили сад, посадили и крыжовник, и смородину, и деревья. Всё стало обустраиваться. Заводили кроликов и даже куриц, чтобы дети ухаживали за домашними животными и знали, в чём заключается это работа. Вот какой он видел свою работу: дети должны уметь трудиться, заниматься спортом, и конечно, любить свою Родину.

 

И уже тогда в школе было самоуправление учащихся: ученический комитет, комитет комсомола, отряд дружины. И вся учебная, трудовая, спортивная работа проходила при непосредственном участии этих организаций. Старшие были наставниками. А спорт был тогда на необычайной высоте! В школе тогда благодаря замечательному военруку было построено собственными силами два тира, где с утра до ночи занимались ребята. Отец тогда был награждён почетным знаком ЦК за отличную военно-патриотическую работу.

 

– Откуда у вашего отца родилась эта идея разбить сад, высадить деревья?

– В 1945 году, когда шла борьба за освобождение территории Польши, его назначили помощником коменданта города Грюнберга по политическим вопросам. 

 

Так вот, работал он там весной. А весной в Польше и Германии цветут яблони. Это замечательное зрелище. И вот у отца появилась мечта – обязательно вырастить яблоневый сад. И его мечта о саде осуществилась, когда он стал директором 45-й школы. Он высадил этот сад из одних яблонь.

 

У меня сохранился его дневник за 1968 год. Он пишет, что за 20 лет посажено 35 000 деревьев со школьниками! И почти всегда он сам принимал участие в этих посадках. В дневнике даже отмечено по дням, кто сколько посадил деревьев и кустарников.

 

Он мечтал озеленить весь поселок, поэтому посадки делались вдоль сибирского тракта, по всей улице Щербакова, от одного лога до другого всё превратилось в сплошной сад, в том числе сад Павлика Морозова был его идеей, которая начала осуществляться. Посадки обычно делались или к 9 Мая, или в начале сентября. Участвовали первоклассники, на каждое дерево потом делали бирку с фамилией, чтобы за ними ухаживать. На одном из субботников в саду Павлика Морозова он потерял почти все медали, потому что надевал их только на субботник на 9 мая. Но, к сожалению, сады либо практически заросли, либо исчезли.

 

11 июля 1969 года его не стало. В это время все были в отпусках, школа была закрыта. Но тем не менее, народ сбежался без всякой организации со всего посёлка, и похороны превратились в настоящую демонстрацию.

 

Вот так и закончилась его судьба: директор, педагог, отличник народного образования, орденоносец, человек, беззаветно любивший свою работу, детей, свою родину. Многие тогда уже говорили назвать школу в честь него, уже в 1969 году. И улицу Валежную предлагали переименовать и сквер напротив школы, но ничего этого не произошло. Появилась лишь мемориальная доска на школе.

 

Школа, конечно, хранила память о своём первом директоре, но сады исчезают, всё зарастает. Я хотела бы, чтобы в год большого юбилея – 75-летия Победы в Великой Отечественной войне школа вспомнила, что был такой директор Миронов Павел Ильич, ветеран войны от начала до конца, участник первого парада на Красной площади 7 ноября 1941 года во время битвы за Москву и парада Победы в 1945-м.

 

Беседовал Михаил Боталов


Читайте также
Школа в лесу
17 февраля 2020 , 06:55
Может ли школа, расположенная на окраине Перми, стать «сильной» и выпускать конкурентных выпускников? Алексей Владимирович Ломихин, директор школы №45, уверен, что может.
Подробнее