Как обучать детей-инофонов: опыт школы №36

18 декабря 2019 , 08:16

Школа №36 находится на окраине города Перми. Ей уже 60 лет. Среди учеников школы всегда было немало детей мигрантов, которые являются инофонами, т.е. не говорящими на русском языке. Как же обеспечить адаптацию, обучение и развитие этих детей?

 

Когда ребёнок-инофон приходит в первый класс русскоязычной школы, он испытывает «культурный шок». Обучение ребёнка двум языкам одновременно – сложный процесс, требующий терпения и поддержки родителей. Не менее важно создание благоприятной среды в образовательном учреждении.

 

Российская общеобразовательная школа была полиэтничной всегда: на территории нашей страны насчитывается около 160 национальностей. В школе №36 процентное соотношение ребят, для которых русский язык не является родным, составляет ежегодно 7-7,5%. Благодаря тому, что количество детей-инофонов здесь относительно небольшое, им удаётся лучше овладеть новой культурой.

 

Задача учителя, работающего с инофоном, заключается не только и не столько в заучивании языковых форм, речевых оборотов или лингвистических конструкций, а в том, чтобы дать возможность ребёнку погрузиться в иную языковую среду и научиться реализовывать свое преимущество. Инофон в процессе проникновения в особенности русского языка изначально воспринимает всё происходящее как игру, этому способствуют и игровые формы работы с ним. В дальнейшем он применяет этот навык и в других сферах жизни. Таким образом, бывший инофон часто демонстрирует готовность адаптироваться к меняющимся «правилам игры».

 

Дети 7-8 лет осваивают русский язык с нуля в достаточной степени, как правило, в течение календарного года. Процесс обучения практически выравнивается к завершению детьми начальной школы. Согласно карточкам опросов всех ребят в классах о понимании ими русского языка (и об отношении к нему) с 9-11 лет они выравниваются в своих знаниях с русскоговорящими сверстниками, становятся более гибкими и крепкими психологически. Дети начинают понимать значения слов на уроках, по телевидению, в учебниках и в художественной литературе. Школьники-инофоны осознают степень своей грамотности, проблемы при освоении предметов в школе, знают и уже видят варианты решения реальных проблем.

 

За последние годы в школе №36 мы отмечаем реальные примеры-доказательства успешно вступающих в самостоятельную жизнь ребят-выпускников – бывших инофонами при поступлении к нам в школу. Данные выпускники часто вырастают и становятся яркими личностями. Они радуют педагогический коллектив и оставляют своих учителей в уверенности, что все их усилия и труд были не напрасными, и функционирующая в школе среда оказывается эффективной, что и проверяется ежегодно самой жизнью.

 

Александр Леонидович Колчанов,
директор школы №36


Читайте также
«ПЕРЕМЕНА-ПЕРМЬ»: ИЗ БУМАГИ - В ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
6 марта, 14:27
Нужно ли наше СМИ? Если нужно, то кому? Кто и о чём будет в нём писать? Что востребовано сейчас в сфере школьного медиа и какую функцию должно выполнять школьное СМИ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы организовали заседание экспертного совета* по развитию школьного сетевого СМИ «Школьное СМИ: вчера, сегодня, завтра». Оно прошло 20 декабря 2023 года в «Точке кипения ПГНИУ».
Подробнее
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ?
25 февраля, 19:33
В современном мире дети не представляют свою жизнь без гаджетов и «всемирной паутины». Для них это неотъемлемая часть. Поэтому нужно говорить с детьми о безопасности в интернете, начиная с самого раннего возраста.
Подробнее
В ПЕРМИ ПРОШЛА ЖУРНАЛИСТСКАЯ ИГРА «БИТВА ЮНКОРОВ»
26 декабря 2023 , 14:52
Всегда приятно подводить итоги года: размышлять над достигнутым, строить планы на будущее, говорить слова благодарности всем, кто был поддержкой и опорой. Разумеется, в конце каждого пройденного этапа принято ставить красивую и яркую точку. Для всех участников проекта «Маленькая редакция» такой «точкой» за первое полугодие 2023-2024 учебного года стала любимая многими журналистская игра «Битва юнкоров».
Подробнее