ЗАЩИЩАЕМ РОДНОЙ ЯЗЫК!
Татьяна Викторовна Старцева уже 20 лет работает учителем русского языка и литературы в МАОУ «СОШ № 32 им. Г.А. Сборщикова» г. Перми. Учитель курирует филологическое направление в школе, помогает молодым филологам и проводит творческие мероприятия по изучению русского языка. Для Татьяны Викторовны важно, чтобы ученики любили родной язык, грамотно писали и говорили, а также передавали знания близким.
Расскажите о тонкостях преподавания русского языка на сегодняшний день.
– С течением времени язык меняется под влиянием речи – это естественный процесс. Однако, к сожалению, эти изменения не дают возможности ребятам обогащать словарный запас. Например, когда ученики читают классические произведения, имсложно понять текст. Конечно, мы начинаем разбираться и находим современные синонимы. Только после тщательно проделанной работы детям становится понятно, о чём идёт речь. В последнее время я обратила внимание на то, как люди сокращают речь во время письма, например «спс» или «пжлст». Это показывает, насколько человеку «ленно» писать слово полностью. К сожалению, сокращения приводят к тому, что орфография у людей не поставлена.
Какой подход в обучении русскому языку предпочитают современные школьники?
– Если отвечать на вопрос профессионально, то это коммуникативно-деятельностный подход. Для меня, как для учителя, важно, чтобы ребята хотели читать и мыслить. Когда на уроке выстраивается диалог, детям становится интересно, они высказывают свою точку зрения и стараются её аргументировать. Сейчас я задумалась о том, что на моих уроках обычно всё серьёзно. Мы почти не играем в игры, а занимаемся исключительно изучением языка. Конечно, в русском языке бывают очень сложные правила, и я позволяю ребятам запоминать их в более простой форме, чем в учебнике. Это мой маленький секрет обучения.
Как сохранять грамотность в условиях информационного изобилия с сомнительным содержанием?
– Учить русский язык, читать, общаться с умными людьми, участвовать в конкурсах или ходить на встречи с актёрами и филологами. Я считаю, что правильность речи заключается в самом отношении к языку. Если человек учит язык и не позволяет себе неправильно говорить, тогда его речь будет чистая. Соответственно, люди, которые будут находиться рядом с таким человеком, тоже начнут говорить грамотно.
Какие мероприятия проводятся в школе для поддержания достойного уровня грамотности учеников?
– В рамках работы предметной недели по русскому языку и литературе мы проводим различные конкурсы: «Самый грамотный» по написанию словарных слов, конкурс газет или игру «Кто хочет стать отличником». Ещё мы давали ребятам задание составить словарь жаргонизмов. Недавно у нас прошла конференция на тему ораторского искусства, в рамках которой была секция «Мысли вслух». Секция мне очень понравилась, потому что ребёнок в свободной форме рассказывал о том, что ему интересно. Всё, что касается деятельности ребёнка при письме или подготовке к творческим выступлениям, развивает грамотность.
Есть ли у вас выпускники, которые на данный момент изучают родной язык и помогают другим людям становиться грамотнее?
– Наверно, мне, как филологу, хочется, чтобы их было больше. Многие поступают на филологический факультет в ПГГПУ, МГУ или ПГНИУ. Из учеников, которые работали бы в направлении филологии, только одна выпускница. Она окончила университет и работает в Москве корректором.
Что бы вы пожелали ученикам и их родителям?
– Простое, но очень важное пожелание – любить родной язык, уважать его, ценить и бережно относиться к нему.
Анна Коурова