ДЕНЬ ПСИХОЛОГА: РАЗБИРАЕМСЯ, КАК СПРАВИТЬСЯ СО СТРЕССОМ
22 ноября отмечается Всемирный день психолога. Сегодня это направление крайне популярно: в Интернете можно найти множество советов, разборов ситуаций и психологических тестов. Однако важно помнить, что психология, в первую очередь, – это настоящая наука о человеческом разуме и поведении. Её вклад в общество неоценим, поэтому важно помнить, что помощь и поддержка, которую вы получаете, должны быть квалифицированными.
В обыденной жизни психологи помогают людям бороться с тревожностью, депрессией, стрессом, преодолевать вредные привычки, налаживать отношения с окружающими, – одним словом, работать над собой и улучшать качество жизни. В честь праздника мы решили взять интервью у школьного психолога Ольги Олеговны Фамилия и узнать об её профессии, работе с учениками и, конечно, о полезных советах для ребят!
– Как давно Вы работаете психологом? Почему выбрали эту профессию?
– Психологом я работаю уже около года. Этому предшествовало множество событий: начиная с выбора направления в старших классах и заканчивая длительным обучением и становлением в профессии. Не могу сказать, что это была моя мечта, ведь мечта – это что-то сокровенное и желанное, то, что не сводится к конкретной специализации.
– Вы не пожалели о своём выборе?
– Безусловно, выбрать психологию, как сферу развития, было моим решением. Жалею ли я об этом? Ни на минуту. Просто когда-то мне удалось почувствовать, что это моё и нужно двигаться именно в этом направлении.
– Как часто к Вам за помощью обращаются ученики?
– С учениками мы работаем регулярно, непрерывно и много! Если вы хотите посетить психолога, но боитесь или не до конца уверены, что это необходимо, то моя рекомендация – обратитесь за одной консультацией. Вы ощутите на себе этот процесс, и мы совместно придём к единому варианту.
– Как Вы помогаете ученикам строить здоровые отношения с окружающими?
– Очень многое зависит от конкретного случая, мы можем применять разные подходы. Если обобщить, то на первое место выходит желание самого человека, развитие эмоциональных навыков реагирования, огромное внимание уделяется рефлексии. Это три кита, на которых можно грамотно выстраивать коммуникацию, адаптивно реагировать и находить выход из различных ситуаций.
– Проходили ли Вы курсы по повышению квалификации в области психологии? Если да, то какие?
– Многие направления работы имеют тенденцию на пожизненное обучение, психология – тоже не исключение. До конца жизни не получится изучить всё, что хотелось бы. За последнее время я, например, прошла несколько клинических курсов, а также углубилась в изучение депрессивных состояний у подростков.
– Дайте, пожалуйста, три совета, как справиться со стрессом во время экзаменов.
– К сожалению, волшебного совета не существует, как бы нам не хотелось верить в его существование. Стресс – это естественная реакция на внешние факторы, исключить его нельзя, а можно лишь минимизировать в некоторых случаях.
Главное, стоит чаще напоминать себе:
1) Многое в жизни действительно зависит от вас: вашего стремления, желания и мотивации. Не столько важен талант, как трудолюбие. Однако есть факторы, которые вы не всегда сможете контролировать, и это нужно чётко осознавать. Не получилось, ошиблись – ничего страшного в этом нет. На тот момент вы приняли лучшее решение из возможных.
2) Ищите поддержку со стороны семьи, друзей, одноклассников. Вместе переживать стрессовые периоды гораздо легче, чем в одиночку.
3) Освойте и применяйте техники экстренной самопомощи, когда чувствуете, что уже не справляетесь с уровнем нарастающего стресса. Это могут быть совершенно разные приёмы, в зависимости от того, что вам лучше помогает: аутогенные тренировки, физическое напряжение, дыхательные техники, когнитивный анализ, творческие «срывы» или комбинация из нескольких приёмов. Это действительно рабочие техники, которые в полной мере раскрываются в условиях регулярной практики.
Также помните, что вы можете всегда обратиться к школьным психологам, чтобы справиться с какими-то переживаниями. Всеми возможными силами мы поможем вам пройти этот этап безопасно!
Софья Тарасова, 8 «А» класс