Атлас профессиональных проб
Как выбрать профессию? Этот вопрос мучает не только школьников, но и их родителей. На помощь приходят программы профориентации. О том, как они реализуются в школе №25, мы поговорили с педагогом-психологом Натальей Васильевной Старцевой.
Начальная школа знакомится с профессиями с помощью различных конкурсов презентаций, видеороликов, стихов, инсценированных песен и всевозможных игр. К ребятам также приглашают разных специалистов, которые рассказывают о своих рабочих буднях. К ним выходят старшеклассники школы из агитбригады «Кем быть?» и проводят интересные игры и мастер-классы по профессиям. Также дети совершают увлекательные экскурсии на предприятия города.
Пятые и шестые классы — слишком взрослые для игр, но слишком маленькие для профессиональных проб — раньше посещали специальные курсы. На них учителя также знакомили ребят с профессиями, и детям такая практика очень нравилась. Совсем недавно курсы перевели в кружки, которые по-прежнему востребованы подростками. Так они расширяют круг своих интересов и определяются с областью интересующей их деятельности.
Ученики седьмых-девятых классов проходят важнейший этап самоопределения – профессиональные пробы. В 25 школе они реализуются по разным направлениям: обрабатывающее производство, сфера услуг и развлечений, информационные технологии и т.д. На каждое из них находятся партнёры, представляющие широкий спектр профессий. Среди них – детский сад №12, Индустриальный районный суд, ЦДТ «Юность», сеть ветеринарных клиник «Друг», а также ряд вузов (ПГАТУ, ПГФА и др.), других предприятий и учреждений города.
Как отмечает Наталья Васильева, в деле профориентации важно помнить, что интересы детей постоянно меняются. Школьники не выбирают одновременно все одну, две и даже три специальности, поэтому каждый год школа готовит новые программы и расширяет список партнёров. Например, сейчас готовятся профессиональные пробы по специальностям «3D-инженер», «Копирайтер» и «Фотограф-дизайнер».
Профессиональные пробы эффективны тем, что дети приобретают личный опыт, сами пробуют себя в практической деятельности в выбранной профессиональной сфере. А даже если специальность ребёнку в итоге не понравилась, важно, что он узнал чуть больше о самом себе. Именно это необходимо для правильного выбора жизненного пути.
Катерина Апушкина