В ГОСТЯХ У ШКОЛЬНОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ
Тамара Петровна Ипатова руководит школьной театральной студией уже более 33 лет, с 1991 года. Мы попросили Тамару Петровну рассказать о том, почему она выбрала для себя эту профессию, о буднях театральной студии и о подготовке спектаклей.
«Я решила вести школьную театральную студию, потому что до этого 26 лет работала в ТЮЗе как актриса. Я всю жизнь мечтала быть актрисой. В школе занималась театром, участвовала в школьных постановках. Потом выступала в народный театрах, на телевидении.
Вообще я по образованию педагог русского языка и литературы и всегда писала сценарии ко всем праздникам. Ещё я стараюсь приучать детей к порядку, внушаю, что они хорошие имогут со всем справиться. В школе я слежу за дисциплиной. Раньше старшеклассники брали на себя обязанности дежурных, но сейчас такой практики нет. И это очень плохо, ведь старшие должны показывать пример младшим, как надо себя вести.
Театральная студия работает со всеми классами, но больше всего с младшими ребятами. С классами Елены Сергеевны и Натальи Геннадьевнымы ставили номера не один раз. Во время репетиций мы много говорим о том, что такое спектакль, разбираем каждую роль и обсуждаем характеры героев. Во время первых занятий беседуем о том, кто такие актёры, о театральном искусстве и о всём том, что связано с театром. А готовясь к спектаклю, мы его тщательно обсуждаем: про что и для чего он. Бывает, что ко мне приходят ученики, и мы просто занимаемся речью и развиваем театральные навыки.
На следующий год мы продолжим ставить спектакли с классом Елены Сергеевны и другими классами. Надеюсь, дети будут больше знать о театре и театральном искусстве.
Раньше второй моей «половинкой» в театральной студии была учительница музыки Эльвира Захаровна, однако она ушла из школы по личным причинам.
Сегодня второй руководитель театральной студии – Елена Сергеевна. Она подбирает музыку, учит детей, помогает рисовать иллюстрации и многое другое. Я считаю, что это не она мне помогает, а я ей! Примеры наших спектаклей: «Муха Цокотуха», «Царство добра», «Королевство». Проводить постоянные занятия очень сложно, ведь расписание на завтра выкладывается сегодня.
Участники театральной студиивыступают не только внутри школы для родителей и других учеников, но и в детских садах. Бывает, что нам нужно подготовиться к спектаклю в очень короткие сроки, тогда мы занимаемся каждый день.
Наша студия готовит выступления не только на русском языке. Нам помогают учителя английского и немецкого, когда мы ставим номера на этих языках с учениками средних и старших классов.Для моего понимания мне переводят то, что должны говорить ученики. Дети очень ответственно относятся к репетициям и выступлениям – хочу их за это особенно похвалить! Учителя тоже отмечают, что ребята молодцы.
К сожалению, у нас нет абсолютно никакого постоянного реквизита для выступлений. Имеется лишь один шкаф, куда даже нельзя повесить одежду. А то, что используем в постановках, с трудом в этот шкаф помещается. Родители шьют для выступлений костюмы и делают реквизит, дети рисуют декорации.
Отличаются ли современные дети, которые занимаются в театральной студии, от прошлых поколений? Думаю, да. Раньше ребята, которые учились во вторую смену, приходили к 9 утра, и мы репетировали, разбирали всё подробно. У нас была читка, мы генерировали идеи, сюжет, говорили о характерах, взаимоотношениях персонажей.
Мне кажется, всё зависит от того, насколько дети заинтересованы в самом театральном процессе. Если они понимают, в чём суть постановки, для чего и зачем они это делают, тогда у них всё отлично получается. А если ребята готовят выступление в обязательном порядке, ещё и в малые сроки, тогда ничего хорошего обычно не выходит».
Никита Субхангулов