"Я Б В 146-Ю ПОШЕЛ"
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа №146» с момента открытия в 1994 году организует свою деятельность таким образом, чтобы максимально полно реализовать поставленную перед собой цель: поиск и развитие детей, одарённых в области физико-математических наук.
Ежегодно в конце марта школа проводит конкурсные испытания, по результатам которых происходит зачисление в ФМШ №146 учащихся, наиболее успешно справившихся с предложенными им заданиями. И до начала испытаний, и во время их проведения, и особенно после объявления результатов родители претендентов на места в школе задают педагогическим работникам множество вопросов. На некоторые из них, которые задаются чащедругих и непосредственно связаны с природой математических способностей, я попытаюсь ответить в данных заметках.
Вопрос первый: «Почему в вашей школе нет классов с первого по шестой? Ведь мой ребёнок проявил незаурядные математические способности ещё в детском саду!» На самом деле, по результатам проведённых исследований педагогическая наука давно пришла к выводу о том, что математические способности проявляются в среднем к возрасту 13-15 лет. Бывают исключения: нобелевский лауреат Лев Ландау блистал своими познаниями в точных науках в шесть лет. За много лет своей педагогической деятельности, никогда не отказываясь посмотреть на потенциального юного гения, я только дважды подтвердил явно проявляющиеся математические способности (в обоих случаях наличие способностей ребята подтвердили своей профессиональной деятельностью).
Ещё одно заблуждение родителей связано с тем, что они очень часто смешивают математические и счётные способности. Если ребёнок быстро и безошибочно считает, то это вовсе не означает наличие у него сколь-нибудь значимых способностей к математике. В противном случае все люди, демонстрирующие головокружительные фокусы с числами, стали бы обладателями медали Филдса, высшей награды для математиков мира. Однако никто из них даже не рассматривался в качестве претендента на столь высокую награду. С другой стороны, выдающийся немецкий математик Леопольд Кронекер частенько путался в таблице умножения.
В-третьих, отсутствие или низкий уровень развития математических способностей ни в коем случае не означает дефицита умственных возможностей ребенка. Если мы говорим, что юному отроку медведь на ухо наступил, то это вызывает у родителя только снисходительную улыбку (отбросим не влияющие на результат немногочисленные частные случаи). Если же мы говорим: «У вашего ребёнка нет математических способностей», то данный вывод зачастую воспринимается родителями как приговор умственным способностям ребёнка. Родителям надо осознать, что рассматриваемые субстанции никак не связаны друг с другом – как много на свете людей, достигших выдающихся результатов, но ни на йоту не разбирающихся в математических теориях, и как много на земле первоклассных математиков, не способных решить примитивную житейскую проблему.
В заключение дам один совет, предназначенный как для детей, так и родителей: чтобы осуществить свои мечты, надо проделать довольно трудную подготовительную работу. Начать эту работу мы предлагаем с прорешивания задач вариантов вступительных испытаний в 7-й и 8-й классы ФМШ № 146, которые предлагались в 2021 году.
А.А. Корзняков,
народный учитель РФ