КАНИКУЛЫ - ВРЕМЯ ДЛЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Ни для кого не секрет, что самый важный результат для школы – это качество образования ребёнка и формирование его личностных качеств. Только совместная деятельность школы и семьи способна обеспечить на выходе из начальной школы высокий результат.
21 февраля в МАОУ «СОШ «Мастерград» г. Перми прошёл городской семинар-практикум «Практики эффективного взаимодействия», где педагоги школы поделились опытом работы в данном направлении. После пленарного заседания интерактивная работа продолжилась в трёх секциях.
Полноценные отношения между школой и родителями – это отношения, которые удовлетворяют всех участников образовательного процесса и являются основой качественного образования. Взаимодействие с родительской общественностью начинается с дошкольного периода. Мы считаем, что именно стартовый период очень важен. Благодаря системной работе ДОУ и СОШ в рамках преемственности проходит запрос информации от родителей будущих первоклассников, который раскрывается изначально на родительских собраниях-встречах. Там же родители имеют возможность в очном режиме получить ответы на все интересующие их вопросы, связанные с организацией обучения в 1-м классе и в школе вообще.
Более подробную информацию родители получают на Дне открытых дверей в интересных форматах. Так, во время Приёмной кампании 2023 года после общей информации родителям была предложена работа в секциях по 4-м направлениям: дополнительное образование, внеурочная деятельность, психолого-педагогическая служба, здоровьесберегающие технологии. Кроме этого, в каждой секции был родитель первоклассника, которому в конце работы секций задавались вопросы, и он отвечал в формате «родитель – родителю».
Для всех родителей будущих первоклассников проводятся Первые родительские собрания в очном режиме, где даётся общая информация о правилах пребывания детей в школе и внегласных правилах ОУ. Например, первые 2 недели родители выбирают «Дежурную группу», которая помогает встречать и провожать детей. Эта задумка хорошо прижилась и стала уже традиционной.
К взаимодействию с родительской общественностью активно подключаются детские коллективы. Уже стало традиционным такое событие, как детская конференция «Дети детям» – это одно из самых запоминающихся мероприятий. Первоклассники приходят в гости к дошкольникам и отвечают на все интересующие их вопросы, рассказывая о школьной жизни.
Войдя в школьную жизнь, родители становятся активными участниками образовательных событий класса и школы. Самые популярные массовые мероприятия в НШ «Мастерград»: Кросс «Мастерграда», Рождественская благотворительная ярмарка, Лыжня «Мастерграда», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Крылья ангела», НПК «Мой первый шаг в науку» и другие.
Интересной формой взаимодействия являются открытые уроки для родителей. Также в нашей школе работает «родительский патруль», который каждый месяц смотрит, как осуществляется приём питания детьми в ОУ.
В школе на уровне каждого класса внедрена модель взаимодействия с родительской общественностью. С её помощью каждый классный руководитель более компетентно исполняет свои функциональные обязанности.
Интересные приёмы работы с родительской общественностью были озвучены на секции «Практики эффективного взаимодействия с родителями» коллегами:
- Ртищевой Н.А. – Обзор родительского собрания «Ступени ответственности»;
- Жариковой А.В. «Эффективные приёмы взаимодействия с родителями»;
- Трофимовой О.С. «Участие родителей в ходе реализации Программы развития социальной активности учащихся НШ «Орлята России».
У школы «Мастерград», как и большинства школ, налажена эффективная связь с социальными партнёрами. Так, участие в краевом проекте «Учусь плавать» позволило выстроить взаимодействие с бассейном «Рекорд». Этот проект охватил 219 учащихся из параллели 3-х классов. Итогом стала сдача норм ГТО. Плотно сотрудничают классные коллективы НШ с библиотекой № 30: библиотечные уроки стали естественным атрибутом школьной жизни.
Говоря о социальных партнёрах, нельзя не сказать о МАДОУ «Детский сад № 407». Так, в 2023 году была разработана «Сквозная образовательная программа преемственности дошкольного и начального общего образования МАОУ СОШ «Мастерград» и МАДОУ «Детский сад № 407» г. Перми. В основу Программы положена сетевая модель взаимодействия учреждений дошкольного и начального общего образования «Детство равных возможностей», которая разработана группой московских учёных под руководством Кондакова А. М., профессора, руководителя Лаборатории теории и методики обучения по программам Международного Бакалавриата, доктора педагогических наук.
Основная идея модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений состоит в создании самоподдерживающейся системы сетевого партнёрства как организационного механизма, обеспечивающего педагогическую результативность.
Преемственность дошкольного и начального общего образования представляет собой непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребёнка, который имеет как общие цели, так и цели специфические для каждого возрастного периода. При правильном взаимодействии школы и детского сада на дошкольном уровне формируются базовые способности ребёнка. А в начальной школе на уровне первого класса происходит адаптация ребёнка к системной учебной деятельности и дальнейшее личностное развитие на базе заложенных детским садом основ. Более подробно о том, как выстроена работа в этом направлении, рассказали на секции «Практики эффективного взаимодействия с соц. партнерами»:
- Ульрих И.В. «Элементы программы Преемственности ДОУ – СОШ»;
- Мерзлякова О.А. «Фрагмент занятия «Математика + экономика вокруг нас»;
- Давыдова А.А. и Галактионова К.Р. «Фрагмент занятия КОП «Химия для малышей».
Одним из самых важных направлений взаимодействия является взаимодействие между учителем и обучающимися. От того, насколько педагог умеет увлечь своих воспитанников в мир образования, зависит развитие образовательного потенциала ребёнка. Здесь на помощь педагогу приходит такой инструментарий, как педагогические техники и технологии. Умение педагога постоянно заниматься самообразованием, наполняясь новым образовательным содержанием, позволяет сделать процесс обучения более привлекательным и удивительным для ученика.
Преподнести учебный материал нестандартно и легко – вот основные образовательные киты современного мира. Наши педагоги – участники городских образовательных проектов, авторы и разработчики образовательных программ, и просто потрясающие мастера своего дела. Своими секретами педагогического волшебства учителя поделились на секции «Практики эффективного взаимодействия с детскими коллективами»:
- Никулина Л.И. «Рабочий лист – просто о сложном»;
- Смирнова А.А. «Эффективные приёмы формирования читательской грамотности младших школьников»;
- Борознова Л.В. «Умные» игры на уроках фитнеса»;
- Перусова Н.В. «Маленькая редакция» как форма взаимодействия с детским коллективом во внеурочное время».
Рефлексивная часть семинара показала, что коллеги высоко оценили предоставленный опыт работы. А наш образовательный мир наполнился новыми смыслами и показал точки роста.
Ирина Вячеславовна Ульрих,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
МАОУ «СОШ «Мастерград»