ИССЛЕДУЕМ В ЛИЦЕЕ №2!
В настоящее время, когда промышленным предприятиям и научным центрам необходимы высококвалифицированные кадры, очень важно уже со школьной скамьи начинать заниматься исследовательской деятельностью. Работа над исследовательским проектом помогает ребятам обрести навыки поиска и обработки информации, учит критическому и логическому мышлению, а также способствует развитию профессиональных качеств, требуемых работодателями. Плоды своих научных изысканий школьники могут продемонстрировать на различных научно-практических конференциях и конкурсах.
Преподаватели МАОУ «Лицей №2» рассказали опредметах исследования, которые ребята выбирают чаще всего, а также о том, почему лицей гордится своими учениками.
Как правило, лицеисты выбирают тему исследования исходя из своих личных интересов. Затем, согласно чёткому календарному плану, они обсуждают с преподавателем по соответствующему направлению, на что необходимо обратить внимание в ходе исследования. Работа над проектом занимает полтора года. В течение этого времени учитель даёт рекомендации, старается вдохновить ученика на плодотворную работу и помогает подготовиться к выступлению на лицейской конференции. Именно поэтому немалая доля успеха на конференции – это труд преподавателя. Учителя, в свою очередь, тоже познают новые грани науки вместе с лицеистами.
Спектр выполняемых ребятами исследовательских работ очень разнообразен: это исследования в области филологии, истории, психологии, математики, физики, химии, информатики, лингвистики, биологии и медицины, а также в других возможных направлениях. Расскажем лишь о некоторых из них.
Учитель химии Анастасия Николаевна Кощеева работает с будущими химиками. Она не только помогает грамотно подобрать и сформулировать тему работы, но также всегда предлагает посмотреть на научное исследование со стороны творчества:
«В процессе руководства НПК я “проживаю” несколько ролей: энтузиаст, повышающий мотивацию детей, консультант, организующий доступ к ресурсам, и специалист, который помогает выстроить план работы».
Темы в рамках направления «химия» всегда очень разнообразны. На базе лицея ребята исследуют то, с чем они сталкиваются в реальной жизни: энергетические напитки, способы получения биотоплива, пищевые добавки (качественный анализ), а также факторы использования аминокислот в косметологии.
По мнению Анастасии Николаевны, каждый ученик наделён способностью к исследованию, однако эта способность нуждается в поддержке:
«Одна из главных задач на пути ведения занятий по исследовательской деятельности – поощрение и развитие творческого поиска лицеистов. Нужно постараться сделать так, чтобы ученик ощутил свои возможности и поверил в свои силы».
Научно-практическая конференция проходит и на английском языке. Учитель Людмила Ионовна Гашева курирует ребят, выбравших тему на иностранном языке:
«Те, кто хорошо владеют английским языком, имеют большие перспективы в получении престижной профессии благодаря возможности изучения научной и художественной литературы на языке оригинала. Общение членов комиссии и учащихся ведётся только на английском языке на всех трёх секциях: культурология и история, социальные проблемы общества, английская филология и языковедение».
Людмила Ионовна подмечает, что подобные научные мероприятия помогают лицеистам посмотреть на мир другими глазами, почувствовать себя студентами вузов, ощутить важность науки и научиться уверенно выступать на публике.
В биологическом классе с выбором темы ребятам помогает Марина Иосифовна Демидова, преподаватель биологии и курса «Индивидуальный проект», в рамках которого создаётся исследовательская работа как полноценный продукт. В ходе такого курса детиузнают о способах анализа темы, о статистической обработке и о других важных аспектах исследования.
«Уровень работы каждый определяет для себя сам. Кто-то присоединяется к работе научных лабораторий и участвует в выполнении серьёзных исследований на базе ПГНИУ, ПГАТУ и ПГФА. Другие выполняют работу на базе лицея. У нас весьма неплохое оборудование для выполнения микробиологических, цитологических и экологических исследований», – поясняет Марина Иосифовна.
За счёт подобных научных мероприятий достигается сразу несколько целей. Лицеисты могут попробовать себя в качестве настоящего исследователя, что, конечно, положительно сказывается на мотивации и желании продолжать научную деятельность. Кроме того, прокачиваются навыки общения как со сверстниками, так и с преподавателями, в том числе с профессорами из университетов. Ну и, разумеется, достигается цель, которую преследуют и учителя, и учащиеся, – открыть и узнать нечто качественно новое!
Анастасия Леонтьева